Подготовка к школе

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовке к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Ведущий. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал

большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью.

Вопрос:

Что же является подготовкой к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отменить, что начинать

заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Учёные выделяют разные виды готовности к школе.

Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка уже

к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие к школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособится к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующие его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему даёт игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой

притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. такой интерес тоже важен, поскольку в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребёнка к школе достаточный уровень его

волевого развития. Ученику приходиться включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она ещё не достигает полного развития. Ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т.д.

Вопрос:

Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно – волевые качества: настойчивость, трудолюбие,

прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребёнок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку

необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столь образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами занятия, а то, как дети имеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребёнок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражение количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребёнок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счётная деятельность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя

первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ними за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появляются листочки.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Особо следует сказать о специфике обучения ребёнка – дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идёт на слух с применением наглядных игровых методов.

Можно предложить родителям просмотр нескольких флагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными

знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребёнок умел слышать звуки слова, осознавать ему звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Так же состоит дело и со счётом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовке детей к школе – развитие необходимой для письма

«ручной умелости» ребёнка.