ЧТЕНИЕ ДЛЯ ТОПОТУШЕК.

Годовалый ребенок весь в движении. Он полон энтузиазма в познании мира. Его любимые занятия – перекладывать вещи с места на место, опустошать ящики и книжные полки. Учитывая эту потребность, ребенка целесообразно учить перелистывать книгу с толстыми страницами. Это развивает моторику рук. Давно замечено, что чем лучше малыш управляет своими пальчиками, тем быстрее начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного – ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками мозга, которые отвечают за речь малыша.

Примерно до 1 года 2 месяцев дети воспринимают книжку как забавный предмет, который легко рвать, пробовать на вкус, таскать за собой, следя за развевающимися страницами, или просто наравне с другими игрушками включать в игру, складывать домиком или превращать в горку и катать с нее машинки.

Усвоив, что книги требуют осторожного обращения, ребенок может следовать этому предупреждению. Правильно делают те мамы, которые дают объяснение в положительной форме. Вместо того, чтобы сказать ребенку: «Осторожно, не порви страницы», они предостерегают иначе: «Смотри, какая красивая книжечка, переворачивай страницы аккуратно».

Умение общаться с помощью слов – без сомнения, одно из самых главных достижений раннего детства. К двум годам дети усваивают, что одним и тем же словом называют реальный предмет и нарисованный. Предметный мир становится виртуальным и обозначается картинкой или словом. Как показывают специальные исследования, к полутора годам словарный запас ребенка достигает 100 слов, к двум годам – 300 слов. Не столько важно, чтобы ребенок сказал «мама» или «папа», важнее больше говорить о самых разных вещах. Здесь на помощь приходят потешки и книжки из серий «Что вокруг тебя», «Из жизни игрушек», «В любое время года хорошая погода». Рассказывая ребенку о чем – либо, хорошо оживить разговор звуковыми эффектами. Мама читает строчки: «Кто, кто в теремочке живет? Мышка норушка». Ребенок говорит: «Пи-пи-пи!» Далее продолжается: «Лягушка – квакушка». Ребенок «квакает». Основное требование при этом, чтобы звукоподражание и сюжет рассказа были доступны ребенку и оставляли ему время для участия в нем. Звукоподражание рисует ребенку более отчетливую картину происходящего в читаемой книжке. 15 минут чтения – общения в день, достаточно, чтобы, получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался.

Особенно важно посредством чтения вызвать у ребенка добрые чувства к тем персонажам, о которых идет речь в произведении. Например, чтение стихотворения А Барто про мишку, – можно взять в руки плюшевого мишку и приговаривать: «Хороший мишка, мы любим мишку». Потом показать книжку- игрушку в форме медведя с яркими четкими иллюстрациями, на которых изображен медвежонок, и сказать, поглаживая рисунок: «Этот мишка тоже хороший». Далее читать текст, выражая сочувственное отношение к мишке, которого уронили, и у него оторвалась лапа. Хорошо после этого прижать к себе игрушку и погладить нарисованного мишку, повторяя слова текста: «Все равно его не брошу – потому что он хороший». Таким образом, у ребенка развивается трепетное отношение не только к персонажу стихотворения, но и к книге, и к игрушке, как носителям художественного образа медведя.

Рассматривание картинок – неотъемлемая часть общения с книгой. По мере того, как ребенок приобретает навык листать страницы, сосредотачивать на них свое внимание, ему предлагают для знакомства настоящие иллюстрированные книги. Картинки должны быть красочными, без лишних деталей, наталкивающие на то, чтобы сопровождать просмотр звуками при участии малыша (корова кричит: «Му-му, а труба: «Туру-ру»). Разглядывание развивает произвольное внимание ребенка. Во время чтения родители замечают, что ребенок ждет, когда перевернут новую страницу. Для него каждая страница самоценна. Сквозной сюжет ему еще труден для восприятия. Хорошие книги-картинки соблюдают это правило. Например, сказки с иллюстрациями И Ужинова изданы так, что левая страница книги – крупная иллюстрация, правая – текстуальная. Перелистнув очередную страницу книги, мама читает текст, а ребенок разглядывает картинку. Как рассматривать картинки с малышом? Правильно делают те родители, кто разговор о картинке сочетают с разговором о самом ребенке, рассчитывая на его фантазию. Мама говорит малышу о рисунке, где изображен котик: «Ах, какая киска! Хорошая! Красивая! У киски лапки-царапки! Киска моется лапкой! Вот так! А как Павлуша моется? Вот так! А потом вот так вытирается полотенцем. А киска полотенцем вытирается? Нет. Она лапкой своей вытирается! Чистая киска! Где у киски глазки? А где лапки?»… Так, удерживается внимание ребенка, возбуждается интерес. Родитель должен определить, что ребенок умеет понять сам, а на что следует обратить внимание, как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, полюбил героев. Показ игрушек в ряде случаев помогает детям запомнить действующих в произведении лиц. В этом возрасте первостепенное значение имеют иллюстрации. Ребенок, рассматривая картинки в книжке, ждет от взрослого не прочтения текста, а скорее характеристику иллюстрации, краткого ее объяснения самыми простыми словами.

Для воспитания у ребенка положительного отношения к чтению большое значение имеет выбор книг. Книги для малышей должны быть добрые, веселые, красочные. Для ребенка от года до двух лет специалисты рекомендуют кроме потешек, песенок и прибауток (он любит к ним возвращаться) сказки. Начать лучше с бытовых сказок («Курочка Ряба», «Репка») и о животных («Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя»). Психологи не советуют читать все подряд, стремясь прочитать как можно больше. Надо идти навстречу естественной потребности малыша: перечитывать многократно уже знакомую сказку. Специально для детей этого возраста издаются кинижки-игрушки: «Под грибом», «Цыпленок и утенок» и др. Неотъемлемой частью библиотечки для малыша до двух лет является поэзия: А.Барто, С. Маршак, К. Чуковский. Все эти и другие хорошие стихи близки ребенку по опыту и впечатлениям. Они ритмичны, образны, выразительны и легко запоминаются.

Для двухлеток настало время знакомиться с познавательной книгой, расширяющей опыт, кругозор и дающий представление о мире животных. Вот некоторые книги, доступные этому возрасту: «Цыпленок» К. Чуковского, «Лис и мышонок» В. Бианки, «У нас дома кошка» В. Чаплиной. Все эти книги невелики по объему и хорошо иллюстрированы. Для читательского развития двухлеток полезна игра, которую специалисты называют «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение, последнее слово которого должен назвать ребенок. Например: У меня ученый пес,

Круглой пуговкою нос.

Если в чем-то я не прав,

Громко лает он….

Звуковые игры развивают речь детей, дают возможность эмоционально насыщенного общения с близкими людьми и книгой.

Найдите время для своего малыша, и он подарит Вам радость эмоционального и речевого общения!