Игра

«Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных».

Н.К. Крупская

В отличие от взрослых для ребенка игра является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами, окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно – следственные связи.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. Однако как самостоятельная деятельность игра не появляется сама собой. Формирование ее идет постепенно, по мере роста и развития ребенка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игр детей. Можно вместе играть, не затрачивая на это дополнительное время: в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры и т. д.

Игрушка побуждает ребенка к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода ( посуда, мебель и др.), моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактические – обучающие. Чем разнообразнее виды игрушек у дошкольника, тем разнообразнее его игры. Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками.

Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам , и девочкам.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам.

Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе с взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок и т. д.

В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, воображение, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

Необходимо организовать для каждого ребенка игровой уголок, в котором игрушки разных видов должны быть на виду, содержаться в порядке. Это не только воспитывает бережное отношение к вещам, аккуратность, но и поддерживает игровой интерес детей: каждая игрушка как бы приглашает ребенка играть. Игра тесно связана с трудом, поэтому так важно с самых ранних лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке.

Можно применять игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: « Давай с тобой вместе уложим всех спать, они (игрушки) тоже устали» или «Давай с тобой играть в магазин. Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой » и т. п.

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.

Игры по дороге в детский сад

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а дети еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для ребёнка. Что делать? Отвлечь любимое чадо играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами. Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей ребенка) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.

Игры в ванной комнате

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован!

Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

У детей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Рисунки, которые ребенок создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

Бумажные стаканчики – прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.

Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.

Если ребенок различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое».

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Игры на развитие внимания.

1.Задание : сравни картинки между собой и найди отличия

2. Задание : дать ребенку посмотреть на картинку, закрыть ее и предложить ему назвать то, что он видел на ней.

Игры по математике.

1.Задание: скажи сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа то тебя.

Предложить ребнеку встать между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо справа и слева от него. На стульях стоят игрушки ( от 2 до 4).Предложить ребенку рассказать как расположены игрушки относительно него.

« Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки ».

Вначале взрослый показывает и объясняет как надо выполнить задание. Затем можно поменять расположение стульев с игрушками.

2.Задание: найди каких игрушек у нас одна ( 2, 3, 4, 5).

Взрослый объясняет задание: я буду говорить сколько игрушек надо найти. Хорошо запомни числа. Ребенок ищет игрушки и считает сколько нашел.

3.Задание: составь картинки из геометрических фигур.

При выполнении задания предложить ребенку назвать геометрические фигуры, какого они цвета и размера. Если дети затрудняются составить изображение, то можно помочь стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад.

Теперь живет там гномик.

Мы поставим два квадрата,

А потом огромный круг,

А потом еще два круга,

Треугольный колпачок,

Вот и вышел развеселый чудачок.

Предложить нарисовать составленные фигуры.

Игры по развитию речи.

1. « Что лишнее ?»

Предложить ребенку несколько предметных картинок, например: собака, кошка, медведь, книга, лиса, заяц.

« Подумай и назови что здесь лишнее ». Пусть ребенок назовет, почему книга лишняя. Добивайтесь правильного ответа (собака, кошка, медведь, лиса, заяц – это звери, а книга нет ).

2. « Определи первый звук в слове»

Дать ребенку предметные картинки : диван, стол, кровать, гриб, парта и т. д. Предложить назвать предмет и определить первый звук в слове. Если ребенок затрудняется это сделать, то взрослый показывает и объясняет как надо сделать.

3. « Составь рассказ»

Дать ребенку сюжетные картинки и предложить составить по ним рассказ.

4. «Прочитай мне сказку»

Прочитайте ребенку сказку и предложите ему ее пересказать близко к тексту.