Что могут ваши дети и к чему стремиться?

Солодкина Н.В.

Воспитатель рекомендует

Физическое воспитание

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное взрослым направление. • Выполнять инструкции взрослого: остановиться, присесть, повернуться. • Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега. • Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

• Ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом. • Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места. • Катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы. Ударять мячом об пол. Бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить. • Метать предметы правой и левой рукой. • Уметь выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии.

Ребенок и окружающий мир

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их. • Знать некоторых домашних и диких животных. • Заботиться о чистоте своего игрового пространства, комнаты. • Знать некоторые комнатные растения (например, щучий хвост, герань), названия некоторых деревьев (ель, береза и пр.); без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков. • Знать название своего города.

Развитие речи

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. • С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок (“Колобок”, “Заюшкина избушка” и пр.)

Формирование элементарных математических представлений

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Группировать предметы по цвету, форме, величине. • Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. • Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий. • Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму. • Понимать слова: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).

 

Трудовое воспитание

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

Воспитываем у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Самообслуживание

• Самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.)

• Воспитываем опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд

• Самостоятельное выполнение элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

• Соблюдают порядок и чистоту в помещении.

• Оказывают посильную помощь взрослым, бережно относятся к результатам их труда. Помогают накрывать стол к завтраку, обеду, ужину.

Труд в природе

• С помощью взрослого ребенок могут кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Ознакомление с художественной литературой

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого. • Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. • Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

Ознакомление с художественной литературой

Что читать с детьми

Вторая младшая группа

С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить, под час тонкую, грань между добром и злом, любить. А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках магазинов! Как же в этом “книжном море” не утонуть? Выбрать те книги, которые действительно станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей? С этими непростыми вопросами, мы и постараемся сегодня разобраться.

Не смотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы поведения никто не отменял. И, пожалуй, каждый из родителей хотел бы видеть своего ребёнка воспитанным, общительным и всесторонне развитым. А как этого достичь? Для начала мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребёнку. Мы его первые наставники. Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное, и старается его копировать. “Ворчанием наскучишь, а примером научишь”. Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот тут на помощь придут книги.

Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребёнка, нежели привычные советы, а под час и окрики-одёргивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоятельность, отстаивать своё мнение и независимость, а с книгами этого делать не нужно.

С какими же вопросами-проблемами нам помогут разобраться книги? Пожалуй, одним из самых важных является понимание ребёнком того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Заглянем в типовую программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что рекомендуют почитать авторы для формирования морально-этических ориентиров у нашего малыша?

3-4 года

Русский фольклор

Сказки. “Колобок”, обр. К. Ушинского; “Кот, петух и лиса”, обр. М. Боголюбской; “Гуси-лебеди”; “Лиса и Заяц”, обр. В. Даля.

Фольклор народов мира

Сказки. “Два жадных медвежонка”, венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; “Коза-дереза”, “Рукавичка”, укр., обр. Е. Благининой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто, П. Барто. “Девочка чумазая”; А. Кушнер. “Кто разбил большую вазу?”; В. Маяковский. “Что такое хорошо и что такое плохо?”; Э. Мошковская “Жадина”; Д. Хармс, Н. Радлов. “Упрямые козлы”; К. Чуковский. “Мойдодыр”. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост”; Л. Воронкова. “Маша-растеряша”; С. Прокофьева. “Сказка о грубом слове “уходи”, “Сказка о невоспитанном мышонке” (из книги “Машины сказки”).

Часто при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно начинает заботиться о других. Не забывайте после завершения чтения произведения обсудить прочитанное с ребёнком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше всего понравилось или наоборот огорчило кроху. Провоцируйте ребёнка на самостоятельные высказывания-рассуждения. “А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?”

Учить ребёнка сочувствию, сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации призваны помочь следующие произведения:

3-4 года

Русский фольклор

Сказки. “Волк и козлята”, обр. А.Н. Толстого; “Гуси-лебеди”.

Фольклор народов мира

Сказки. “Лесной Мишка и проказница Мышка”, латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; “Петух и лиса”, шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Н. Заболоцкий. “Как мыши с котом воевали”; К. Чуковский. “Путаница”, “Чудо-дерево”, “Краденое солнце”, “Айболит”. Проза. К. Ушинский. “Петушок с семьей”; К. Чуковский. “Так и не так”.

Каждый из нас совершает ошибки, а уж когда маленький человечек только начинает познавать мир, то уберечь его от ошибок и вовсе невозможно. “На ошибках -учатся”. С этим трудно спорить, вот только уроки эти уж очень болезненны бывают. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же эти ошибки сделать менее травмирующими? Как научить ребёнка относиться к своим ошибкам даже с юмором? И на эти вопросы помогут ответить книги:

3-4 года

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклинки. “Сорока, сорока…”, “Еду-еду к бабе, к деду…”, “Тили-бом! Тили-бом!..”, “Тень, тень, потетень…”, “Жили у бабуси…”. Сказки. “Бычок – черный бочок, белые копытца”, обр. М. Булатова; “У страха глаза велики”, обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира

Сказки. “Пых”, белорус., обр. Н. Мялика; “Коза-дереза”, “Рукавичка”, укр., обр. Е. Благининой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Р. Сеф. “На свете все на все похоже…”; К. Чуковский. “Ежики смеются”. Проза. Г. Балл. “Новичок на прогулке”, “Желтячок”; В. Бианки. “Мишка-башка”; С. Прокофьева. “Маша и Ойка”, “Когда можно плакать”, “Сказка о грубом слове “уходи”.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Я. Балтвилкс. “Стишок с отгадками”, пер. с латыш. Д. Цесельчука; Л. Милева. “Быстроножка и Серая Одежка”, пер. с болг. М. Маринова. Проза. Д. Биссет. “Лягушка в зеркале”, пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”, пер. с англ. О. Образцовой.

“Друг – ценный клад, недругу никто не рад”. Сколько мудрости заложено в этой русской пословице. Воспитать ребёнка настоящим другом – задача сложная. Уметь дружить с кем-то, а не против кого-то, уважать себя и в тоже время проявлять отзывчивость, видеть несправедливость отношений – вот далеко неполный перечень вопросов, на которые легче найти ответы с помощью книги. Читая книги, вы высказываете своё мнение о поведении персонажей, подталкивая ребёнка к размышлению, сопоставлению книжных и реальных ситуаций.

3-4 года

Русский фольклор

Сказки. “Кот, петух и лиса”, обр. М. Боголюбской; “Гуси-лебеди”, “Бычок – черный бочок, белые копытца”, “Снегурушка и лиса”, обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

Сказки. “Лиса-нянька”, фин., пер. Е. Сойни; “Петух и лиса”, шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Михалков. “Песенка друзей”; Э. Успенский. “Жил-был один слоненок”, К. Чуковский. “Муха-Цокотуха”, “Айболит”. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. “Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке”, В. Сутеев. “Три котенка”; Е. Чарушин. “Утка с утятами”, “Медведица и медвежата” (из цикла “Большие и маленькие”).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза. И. Чапек. “Трудный день”, “В лесу”, “Кукла Яринка” (из книги “Приключения пёсика и кошечки”), перевод с чешского Г. Лукина.

“Береги бровь, глаз цел будет”. Как же уберечь малыша в первую очередь от него самого? Исследовательский инстинкт заставляет ребёнка “пробовать” всё на себе, что утюг горячий, стекло острое, лёд скользкий. На днях наблюдала, как мама с сыном шли по тротуару. Обочины были покрыты тонкой корочкой льда, и мама настойчиво призывала сына идти по середине дороги. Ребёнок же шёл по краю, приговаривая: “А я не падаю”. Помочь ребёнку “услышать” предостережения родителей помогут такие произведения:

3-4 года

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклинки. “Пальчик-мальчик…”, “Как у нашего кота…”, “Сидит белка на тележке…”, “Ночь пришла…”, “Сорока, сорока…”, “Божья коровка…”, “Тили-бом! Тили-бом!..”, “Тень, тень, потетень…”, “Курочка-рябушечка…”, “Кисонька-мурысенька…”, “Жили у бабуси…”, “Заря-заряница”. Сказки. “Гуси-лебеди”, обр. М. Булатова.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза. О. Альфаро. “Козлик-герой”, пер. с исп. Т. Давитьянц; Л. Муур. “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”, пер. с англ. О. Образцовой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Э. Мошковская. “Митя – сам”, “Не буду бояться!”, Н. Радлов. “Упрямые козлы”, “Где же дети?”, “Добрая утка”, “Не качались бы…”. Проза. Л. Толстой. “Птица свила гнездо…”, “У Вари был чиж…”; К. Ушинский. “Петушок с семьей”; Е. Пермяк. “Как Маша стала большой”.

Вот мы и обозначили некоторые темы, которые нам помогают раскрывать перед нашими детьми книги. Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остаётся только их прочитать и разобраться вместе с детьми “Что такое хорошо, а что такое плохо?”, “С кем дружить, а с кем погодить”, “Почему так важно слушаться родителей”. И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компьютеризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.

Изобразительная деятельность

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

Рисование

• Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; основные цвета; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

• Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка

• Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.

• Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1 -3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация

• Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Конструирование

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Знать, называть, использовать детали строительного материала.

• Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

• Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

• Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).

 

 Игра

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу третьего года жизни дети могут:

• Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. • Объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоот¬ношения. • Придерживаться игровых правил в дидактических играх. • Следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). • Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. • Принимать участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).

Музыкальное воспитание

Вторая младшая группа

Сотрудничество педагогов и родителей в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии ребенка.

К концу четвертого года жизни дети могут:

• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы). • Замечать изменения в звучании (тихо – громко). • Петь, не отставая и не опережая друг друга. • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Рекомендации по слушанию музыки

Вторая младшая группа

Музыкальное воспитание во второй младшей группе призвано воспитывать у малышей эмоциональную отзывчивость к музыке, развивать музыкальную память и формировать умение узнавать знакомые мелодии. Как заинтересованным родителям этого можно достигнуть в домашних условиях не обладая музыкальным образованием?

Возвращаясь из детского сада домой, спросите ребенка, чем они занимались на музыкальных занятиях. Если дети играли, изображая птиц или животных, вы можете дать малышу для прослушивания пьесы, посвященные этим персонажам (мы рекомендуем послушать диск “Музыкальные загадки для детей”, 2008). Поиграйте вместе со своим малышом: под музыку походите, как “мишки”, попрыгайте, как “зайки”, “полетайте”, как “птички” (рекомендуем диск “Детская дискотека”, 2009).

Заяц

А. Барто

Прокатился шум лесной – Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал.

Ёж

А. Барто

Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лусной – Ёжик добрый, а не злой.

Котёнок

В. Берестов

Если кто-то с места сдвинется, На него котёнок кинется. Если что-нибудь покатиться, За него котёнок схватиться. Прыг-скок! Цац-царап! Не уйдёшь из наших лап!

Б. Заходер

Плачет Киска в коридоре. У неё большое горе: Злые люди бедной Киске Не дают украсть сосиски!

В. Аношина

Две красавицы сидели, Как трещотки тарахтели, Чернокрылы, белобоки Те болтливые… сороки.

Е. Благинина

У кота-воркота Шёрстка – бархат-мягкота, Глазки с искорками, Ушки с кисточками. Наш котёнок-воркоток Укатил клубок-моток. Клубок катиться, Нитка тянется… Уж коту-воркоту И достанется… Будут гладить-миловать, Спать положат на кровать!

Воробей

А. Барто

Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая! Чил-чив-чил!

Ребенку наверняка понравится такая игра. В дальнейшем, слушая повторно эти пьесы, малыш вспомнит, как весело ему было играть с мамой и папой, и с удовольствием послушает пьесу (или песню) еще раз.

Одной из форм слушания музыки является пение взрослых для детей. Даже, если у мамы нет музыкального слуха, ее ласковое пение перед сном будет с радостью воспринято ребенком.

Помимо песен дети с удовольствием слушают музыку, исполняемую на различных инструментах, особенно знакомые мелодии. Детям нравится ансамблевое исполнение (например, звучание фортепиано и кастаньет в пьесах о лошадках). Так же с удовольствием подыгрывают на детских ударных инструментах народным мелодиям.

Что рекомендуется послушать вместе с детьми Программой воспитания и обучения в детском саду?

• Д. Кабалевский “Грустный дождик”, “Вальс”; • С. Майкапар “Весною”, “Осенью”. • П. Чайковский “Вальс снежных хлопьев” (из балета “Щелкунчик”) • Г. Свиридов “Дождик”, “Дождик и радуга”. • Е. Тиличеева “Есть у солнышка друзья”, “Медведь”. • Л. Лядова “Зайчик” и др.

Таким образом, к концу года ребенок сможет самостоятельно слушать музыкальное произведение от начала и до конца, узнавать и напевать знакомые песни, замечать изменения музыки по силе и высоте, танцевать под музыку, выполняя элементарные движения, а так же различать и называть детские музыкальные инструменты.

Список использованной литературы:

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. ТЦ «Учитель».

Материал учителя-логопеда Пахомовой Светланы.

Материалы из интернета.