Что такое целеустремлённость, и что она даёт человеку?

В толковом словаре С.И.Ожегова целеустремлённый человек определяется как человек, имеющий ясную и определённую цель, и стремящийся к её достижению.

Целеустремлёнными людьми не рождаются, ими становятся.

На примерах литературных героев ,событиях из личного опыта дети учатся и начинают понимать о необходимости приложения усилий для достижения цели. Наша задача воспитать желание у детей достичь поставленной цели.

Словарь ребёнка начинает обогащаться и активизируется:

терпеливый, старательный, моя мечта, цель, целеустремлённый человек – слова, которыми дети характеризуют свои усилия и целенаправленную деятельность.

Работа по развитию целеустремлённости в нашей группе находится на начальном этапе – мы закладываем «фундамент целеустремлённости».

Наша задача – познакомить детей с целеустремлённостью, как характеристикой человека, и помочь создать мнение о самом себе, как человеке ,у которого есть цель. В силу своего возраста дети не могут сказать: «Я это не умею, и моя цель этому научиться»,но за плечами у каждого ребёнка есть свой «рюкзачок» с накопленным багажом маленьких достижений. И чтобы в ребёнке воспитать, развить целеустремлённость, надо эти достижения (цели) ему показать как картинку. Внушать уверенность в свои силы, возможности, помогать ребёнку идти к цели, хвалить его за усердие и старание. Мы просто должны «лелеять» эти крохотные опоры силы воли и терпения и старательности, как важные компоненты в достижении цели.

Какие бы цели мы с ребёнком не ставили ,учим детей пользоваться «подсказкой – утверждалочкой»: «Не получается – потом получится. Мы учимся». С этой подсказкой дети смелее решают, как справиться с трудностями, что для этого надо сделать, какие приложить усилия.

Приобретая личный и коллективный опыт, дети охотно вводят в словарь пословицы и поговорки:

Делу время – потехи час

Не опускать руки

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Поспешишь – людей насмешишь

Дети пользуются ими в повседневной жизни. В них взаимная поддержка и похвала, оценка стараний. Чтобы желания и интерес не пропадали, используем приём «оглянуться назад».

Первой коллективной целью – было желание научиться делать игрушки из бумаги. А теперь открываем коробочку, вспоминаем с чего всё начиналось, что получалось, а что не сразу. Детям это нравится, у них уже есть опыт, даже о своих первых неудачах говорят весело, спокойно, чувствуют уверенность, видят результат своего труда, умеют выстраивать цепочку – что мы для этого делали.

Не забывайте ребёнка поддержать похвалой. Похвала – это лодочка, в которой ребёнок плывёт к своей цели. Достижения, успехи детей хорошо отображать в какой–либо наглядности. В нашей группе это различные экраны достижений: «гусеница», «кошельки», «машинки».

В любом деле, при достижении цели ребёнку необходимо терпение. Для этого я создала игру–пособие «Где, когда и почему – потерпеть всегда смогу».

В нашей группе уже заложен «фундамент целеустремлённости»! А великая Матушка – Похвала ласкает и вселяет уверенность в детей. А мы, взрослые, будем помогать достигать цели, реализовывать свои желания и хотения.