Каждому воспитателю, пришедшему работать в детский сад, хочется видеть своих малышей восприимчивыми, для того чтобы вкладывать в них то самое, доброе и разумное. Но в последнее время тенденция к гиперактивности и тревожности у детей сместилась в сторону увеличения последних. И нам, конечно, очень интересно, какой он, дошкольник будущего, а с другой стороны, очень тревожно, неужели настоящая ситуация не поменяется в лучшую сторону?

Потому что всем понятно, что это проблема, с которой сталкивается каждый педагог, столкнулись с ней и мы в ходе реализации программы «Наш дом – Южный Урал» в нашем ДОУ. Конечно, нам хотелось достичь положительного результата. Но практика показывала, что лишь некоторая часть детского коллектива воспринимает с интересом и может усвоить, запомнить ту информацию, которую хочется донести до них. Большая же часть детей были не очень заинтересованы в том, что показывает и рассказывает им педагог. Дети оставались равнодушны к рисованию, сопровождавшемуся интересным рассказом, к играм, к культуре и обычаям народов Южного Урала в целом… Этим ребятам хотелось поскорее уйти с занятия, заняться своими делами, вернуться к игре. Они постоянно отвлекались и отвлекали сверстников…

Для отслеживания результатов усвоения программы дошкольниками был использован диагностический инструментарий по следующим направлениям – Моя семья. Жилище человека; Наш край; Наше село; Наша страна; Наша планета Земля; развитие толерантности. Оценочная шкала компетентностей по этим направлениям производится по трём уровням – низкий, средний, высокий.

Оценка результатов годовой реализации программы показала, что 60% воспитанников владеют знаниями о своём крае и своей семье на низком уровне, а остальные 40% – на среднем.

Все эти обстоятельства, чрезвычайно огорчали нас и побудили к тому, чтобы искать пути выхода из этой затруднительной ситуации.

Сущность проблемы очевидна и стара, как мир – ребёнка дошкольного возраста мало научить. Его нужно подготовить к тому, чтобы он начал чем-то интересоваться и что-то запоминать. Его душевное состояние должно быть спокойным, мысли и чувства должны быть приведены в порядок перед началом занятия, но он ещё должен хотеть заниматься.

В поиске мотивационных моментов, нам пришлось обратиться к помощи родителей.

Данная форма взаимодействия решает сразу несколько задач:

повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста;

анализ причин детских страхов, знакомство со способами избавления от них;

установление дружеских, партнерских взаимоотношений между родителями и педагогами;

размышление над качествами характера своего ребенка;

осознание важности семейного благополучия в процессе развития ребенка.

Наша работа так же не может быть эффективной без привлечения в неё родителей наших воспитанников. Начнем с того, что все наши действия начались с согласования их с родителями. Именно поэтому сначала среди родителей было проведено анкетирование, которое показало, что работа с детьми в данном направлении необходима, и мамы и папы в этом полностью с нами согласны.

Для сотрудничества с родителями мы использовали следующие приемы:

Был объявлен конкурс семейных проектов в котором детям и их родителям предлагалось провести исследование в рамках одной из предложенных тем.

Генеалогическое древо семьи, рода.

История жизни человека на Южном Урале (экскурс в историю).

Фотоэкскурсия по родному селу, городу, краю, городам Челябинской области, Южного Урала.

Представление национального компонента (фото, праздники, блюда, костюмы, национальный фольклор и пр.)

Портфолио семьи (любимые места отдыха на Южном Урале, семейные увлечения, традиции и пр.).

Время проведения: ноябрь 2012 года.

Время от времени практикуются семейные чаепития по татарским и башкирским традициям.

Так же действенным приёмом оказалась смена места занятий, к примеру, знакомство детей с творчеством П.П Бажова в библиотеке с привлечением библиотекаря, который познакомил деток с иллюстрированными книгами. В таких занятиях немаловажную роль играет атмосфера нового места. В случае с библиотекой – наверное многие помнят свои ощущения от того завораживающего духа и энергетики, которые царят там.

Комбинация этих двух приёмов предлагается в статье автора нашей парциальной программы Е.С. Бабуновой «Познавательная игротека как форма приобщения детей предшкольного возраста к народной традиционной культуре», где описан опыт организации познавательной игротеки, главная идея которой – размещение в отдельном помещении в рамках единого содержания разных видов деятельности. Оборудование такой комнаты является нашей задачей на будущее.

Оценка результатов реализации программы «Наш дом – Южный Урал» по истечении 3 лет показала, что 13% воспитанников владеют знаниями о своём крае и своей семье на низком уровне, 57% – на среднем, 30% – на высоком уровне. То есть была выявлена положительная динамика.

На сегодняшний день нами опробованы простые приёмы, в дальнейшем мы ставим перед собой цель усложнить задачи и двигаться в перёд в выбранном нами направлении, для того чтобы добиться новых успехов.