Экологические разработки Наши опыты в природе
Совместная деятельность взрослого с детьми, является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы, труда в природе, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.
НАШИ ОПЫТЫ В ПРИРОДЕ.
Что вырастает из семян?
Цветы, овощи, фрукты, ягоды.
Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян. Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет.
Лягушка: Какая она? Как передвигается, плавает.
Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Лягушки питаются мошками, комарами. Лягушек можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной, с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.
Что такое пар и как можно его увидеть?
Испаряется при кипячении чайника, когда в комнате жарко, на улице при выходе – когда холодно.
Наблюдение за ростом корнеплодов.
Учить детей замечать изменения растущих корнеплодов, связывать их с факторами нашей среды, с наличием нужных для роста условий – тепла, воды, света.
Наблюдение за луком при разных внешних условиях.
Уточнить представление о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать условия.
Посадить луковицу – репку:
1 – в воду и поставить в теплое светлое место,
2 – на свету, в холоде, в воде,
3 – в тепле, в воде, в темноте,
4 – на свету , в тепле без воды.
Наблюдение и опыты за ветками в вазе.
Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода, свет).
Нужна ли вода растениям? Животным? Птицам?
Показать значение воды в жизни живых существ и человека.
Подчеркнуть, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.
Лед – что это?
Лед – твердая вода. Как его получить в домашних условиях? Проследить за состоянием кубиков льда в теплом и холодном помещении. Что с ними происходит?
Есть ли у воды цвет, запах, вкус, форма?
Что получится, если в стакан положить сахарный песок, обычный песок, акварельную краску?
Связь между состоянием снега и температурой воздуха.
Состояние снега зависит от влажности, а влажность – от температуры воздуха. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.
Выявление действия органов чувств животных – кошка.
Определить, хорошее ли обоняние у кошки, слышит ли кошка, какой корм любит животное.
Ходит капелька по кругу.
Дать детям первые элементарные занятия о круговороте воды в природе (лед, сосулька).
Выявление свойств и качества песка, глины, воды.
Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.
Подвести детей к выводу, что формируется только сырой песок.
Воздух, какой он?
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Можно ли услышать воздух?
Познакомить детей как « воздух поет и свистит».
Кому нужен ветер?
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе человека.
Откуда берется ветер?
Предложить детям при помощи опыта узнать тайну – рождение ветра.
Вентилятор. Для чего он?
Предложить детям сделать выводы: кому нужен ветер? (корабль, семена, веер).
Как летают семена?
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений . Семена – имеющие разнообразные «крылышки» для переноса ветром.
Летающие животные.
Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. (иллюстрации , картины).
Свойства песка: мокрого и сухого. Как песок двигается?
Предложить детям уточнить свойства песка, понять на примере опыта, откуда в пустыне появляются песчаные горки?