Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.