Экология и дети

Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нем лучшие чувства, делает добрее и мягче. Особенно велика ее роль в воспитании детей. Долг и задача взрослых – научить детей любить и беречь природу, замечать ее красоту, неповторимость, наслаждаться ею.

С первых шагов ребенка по родной земле надо приобщать его к экологической культуре, учить правильно относиться к окружающим его объектам живой и не живой природы. От того как мы его научим, зависит эмоциональное, а значит и физическое здоровье ребенка.

Дети должны участвовать в добрых делах, мероприятиях, направленных на сохранение природных ресурсов, улучшение условий жизни людей, должны уметь сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Правильное отношение детей к природе начинается в семье. Положительное взаимодействие с ней взрослых становится средством воспитания малышей. Во время совместных с детьми наблюдений за изменениями, происходящими в природе, ставьте перед ними маленькие проблемы, решать которые предоставьте им самим. Ребенок должен задуматься над тем, от чего загрязняется воздух, мутнеют реки, погибают животные и растения. А что бы сделал он, маленький человечек, для того, чтобы сохранить родной край? Чаще спрашивайте его об этом.

Вызовите у ребенка желание внести свой, посильный действенный вклад в решение этой проблемы. Дети должны понимать, какой вред наносит природе выброшенный не в урну мусор, сорванный и брошенный цветок, сломанная ветка. Объясните дошкольникам, что все в природе взаимосвязано, все живое хочет и должно жить.

Слово взрослого является важным методом экологического воспитания.

Саша, заигравшись, раздавил червячка. Увидев это, папа объяснил сыну, что корни всеми любимой кудрявой березки, растущей возле дома, могут засохнуть, если землю вокруг нее не будут рыхлить червячки. Возможно, догадается сынишка предложить папе вместе с ним помочь русской красавице, хотя бы при помощи детской лопатки. Это было бы замечательно. Но надо помочь ребенку принять такое решение.

Собирая вместе с детьми семена подсолнуха, я задала им вопрос:

- Сами съедим или птичек угостим?

Ответ был однозначен:

- Сами!

- Но ведь птички так любят клевать семечки, и были бы нам за них очень благодарны.

Я придала голосу эмоциональную окраску.

- Птичкам все отдадим! – воскликнули ребята.

- Вы добрые дети, – сказала я, – А семечек на всех хватит.

Танечка сердится на гусеницу за ее прожорство и совершенно справедливо, ведь та уничтожает беззащитные зеленые листочки. Мудрая бабушка объясняет внучке, чем питаются некоторые птицы, и девочка начинает понимать, что именно этим обжорам мы должны быть благодарны за удивительные птичьи трели. Таня уже не хочет уничтожать «вредительницу».

Анечка рвет полевые цветы, и к сожалению мамы, тут же бросает их. Целесообразно рассказать ребенку о пчелке, которая трудится целый день, собирая сок с цветов, опыляя их. Прилетит красавица-пчелка на полянку, а там пусто… Вызовите у девочки желание рассказать другим малышам о трудолюбивой пчеле, пусть посоветует им не рвать полевые цветы, а любоваться их неповторимой красотой и свежестью.

Приобщая детей к экологической культуре, мы способствуем гармоничному развитию личности, в чем так нуждается современное общество.