«Экотропа – как средство экологического воспитания дошкольников»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, т.е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть – чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки- паучки, птицы, кошки, собаки- все это им близко.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – учебного специального оборудованного маршрута на природе.

Цель создания экотропы: современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия, попросту, окажется невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Задачи:

•Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

•Помочь понять детям, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия ( и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

•Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми 2 – 7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

Создание тропы мы начинали с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На плане отметили те места, которые содержат интересные природные объекты.

Объектами нашей тропы стали: деревья, кустарники, лекарственные растения, специально высаженные на участке, альпийская горка, клумбы с различными видами цветов. Места, посещаемые птицами: деревья, на которых дети повесели кормушки и скворечники. Овощной огород, с грядками и парником. На территории экотропы растет экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: белая акация.

На территории тропы выстроилась аллея берез. Вдоль тропы разместили различные знаки, обозначающие лекарственные, пищевые растения, названия цветов. Дети участвовали в разработке знаков, во время проекта «Экологические знаки».

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Количество остановок вдоль тропы 7. Мы расскажем о некоторых из них.

Остановка № 1 «Клумба с многолетними цветами».

Остановка № 2 «Деревья» (березы). Места, посещаемые птицами: деревья, на которых дети повесели кормушки и скворечники. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год, в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Остановка № 3 «Альпийская горка». Выращивание цветов – самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории экотропы имеется несколько цветников. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удаления сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, стараемся объяснять детям необходимость и целесообразность этого труда.

Остановка № 4 «Аллея берез». Здесь дети наблюдают за изменениями на деревьях в разное время года. Весной – деревья просыпаются, набухают почки, распускаются листья. Летом – все деревья зеленые. Осенью – дети наблюдают листопад.

Остановка №5 «Аптекарский огород». Здесь мы выделили участок для посадки лекарственных растений.

Остановка №6 «Наш огород». В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений: картофель, помидоры, свеклу, капусту, кабачки. Выращенные овощи идут на приготовление различных блюд, и дети могут оценить результаты своего труда.

Круглый год, в разные времена года воспитатели детского сада совместно с педагогами дополнительного образования проводят различные мероприятия.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая из свойства, посадки, их суть – одни из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

Наблюдая за растениями и деревьями, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Многие дети не ломают веток, не срывают цветы. С удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

А главное – земля стала ближе.