Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Экскурсия в парк «Красное Село»

для детей и родителей

Тема: «Дворцовый парк XIX века»

Составитель: воспитатель Иванова В.А.

детский сад №15

Санкт-Петербург

2008 год

Экскурсия №1

Предварительная работа по проведению экскурсии:

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, старых и современных парка Красное село.

2. Рассматривание портретов: Николая I, Александра II, Александра III, портреты Великих князей Михаила Павловича и Николая Николаевича – старшего.

3. Разучивание стихов: О цветах и деревьях.

Цели:

1. Продолжать формировать интерес к малой Родине.

2. Обогащать знания детей историческими фактами, познакомить с происхождением парка Красное Село.

3. Воспитывать любовь и уважение к малой Родине.

4. активизировать словарь детей за счет слов: садовник, оранжерея, терраса, ландшафт.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Шли мы, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, – дошли до нашего парка.

- Сегодня я хочу вас пригласить на прогулку в наш парк, здесь вы и узнаете историю происхождения нашего парка.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется наш парк?

Дети: Парк «Красное Село».

Воспитатель: Посмотрите вокруг и скажите, как вы думаете, сам по себе возник парк или это плоды рук человека?

Дети: Парк создал человек.

Воспитатель: А вот теперь послушайте, как возник наш парк.

- За годы его существования у него сменилось 4 названия.

1. До 1917 года его называли Дворцовый сад.

2. Затем Дворцовый парк.

3. После Октябрьского переворота 1917 года он получил название парк имени Ленина (в связи с этим в нашем парке был поставлен памятник Ленина, который сохранился до сих пор).

4. А сегодня он называется Парк Красное Село.

Воспитатель: Кто мне может сказать, почему парк назывался Дворцовым?

(ответы детей).

Воспитатель: Во первых, потому что в 19 веке на его территории находилось 5 дворцов.

Из них 3 были императорские (Для Николая I, Александра II, Александра III).

И два – Для Великих князей Михаила Павловича и Николая Николаевича – старшего.

- Годом рождения парка является 1828 год.

В этом году закончилось строительство деревянного дворца для императора Николая I, и при нем начали устраивать Дворцовый сад.

Создавался он по плану Ропшинского садового мастера Томаса Вильгельма Грея на склоне Красносельского холма на двух природных террасах.

Проект Грея предусматривал устройство пейзажного сада, ездовые и пешеходные дорожки, обширные открытые поляны с группами деревьев.

- Первоначально начали устраивать верхнюю часть сада, которая объединила дворцы Николая I и Великого князя Михаила Павловича.

- В 1828 году здесь посадили деревья и кусты: дуб, липу, ясень, березу, рябину, сирень, жасмин, жимолость.

- На следующий год в саду были сделаны пешеходные дорожки и планировка площадок.

Из Ропшинского сада доставили разного сорта цветы в горшках: мальву, левкои.

- Летом 1830 года садовому мастеру Грею поручили установить цветники.

- Цветы для Красносельских садов ежегодно отпускались из Стрельнинских оранжерей, из Михайловской дачи из Ропши.

- Чтобы открыть вид из дворцов на Большой лагерь регулярно подрезали верхушки деревьев.

- У нашего парка было 3 садовника которые осуществляли надзор за Дворцовым парком.

- Обустройство сада начинал Томас Вильгельм Грей, в России называли его Фома Васильевич, затем в 1840 году его дело продолжил садовник Михайловской дачи Фрост.

С 1858 года парком занимался Ропшинский садовник Клеменс Хеккель или Климентий Иванович Генкель.

- В 60-х годах 19 века Дворцовый сад распространился на нижнюю террасу, и достиг берега Безымянного озера. В эти же годы на верхней террасе уже существовал водопровод, и у дворцов работали 4 фонтана.

- Особую роль в устройстве Дворцового сада сыграли природные условия, которые явились великолепной основой для создания ландшафтных композиций. Ярко выраженный рельеф местности, луговые просторы, склоны холма.

- Несмотря на две войны Гражданскую и Великую Отечественную войну прокатившиеся по территории Красного Села, город утопает в зелени.

В основном это послевоенные посадки 1950 года, а также частично сохранившиеся насаждения старинных парков.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем по нашему парку.

В парке тепло, зеленеет трава, такая яркая. А какие тропинки! Какая задумчивая тишина!

- Посмотрите вокруг, какие растут деревья, кусты, как они называются? (ответы детей).

- Подвести детей к двум большим деревьям.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу одну историю о нашем парке, которую поведали мне эти два дерева.

- Лет двести тому назад ветер-сеятель принес 2 семечка. Оба семечка легли в одну яму. С тех пор уже много лет эти деревья растут вместе. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом, к свету, стараясь обогнать друг друга.

Деревья разных пород боролись между собой, корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимались все выше и выше, толстея стволами.

Воспитатель: Скажите, как же называются эти деревья? А теперь давайте споем для деревьев песню (песня: «То березка, то рябина»).

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь дубов.

- Какой дуб? (высокий, могучий, большой).

- Кто из вас прочитает стихотворение о дубе?

Дуб

(И. Токмакова)

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый

Значит, закаленный.

Воспитатель: Молодцы! Замечательное стихотворение прочитал Сережа.

- Посмотрите, чего еще много растет в нашем парке?

Дети: Цветов!

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о цветах (стихи О. Высоцкой).

Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик-первый молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Ромашки

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовал.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Цветы

Земля украшена чудесными цветами,

Какая власть дана цветам над нами!

Их аромат чарует волшебством,

В их красоте – природы торжество.

Нежны цветы полей, лесов, лугов.

Роскошны прелести своей цветы, садов.

Благоуханьем дивным напоен,

Нектар живительный вдыхаем, будто пьем.

Воспитатель: На этом прогулка по парку мы и закончим. Но мы сюда еще не раз вернемся.

- А чтобы наш парк оставался таким красивым, давайте будем его беречь. Чтобы его красотой могли полюбоваться другие люди.