ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

( из опыта работы )

«Люди, научившиеся наблюдениям и

опытам,

Приобретают способность сами

ставить вопросы

И получать на них фактические

ответы, оказываясь

На более высоком умственном

и нравственном уровне.

К.А. Тимирязев.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменения самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии и организация всей педагогической деятельности, основанной на понимание педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия.

Я родилась и выросла в большом, красивом селе. Мои родители часто ходили в лес за ягодами, грибами и всегда брали меня с собой. Помню, как я часто гуляла там, наблюдая за цветами, бабочками, жучками; бегала, прыгала, радовалась солнцу и всей этой красоте. И сейчас работая в дошкольном учреждении, меня всегда волнует: « А что вспомнят мои малыши, что они знают о той красоте, где родились и живут. Возникнут ли в их душах те прекрасные чувства, вспоминая свое детство. И мне хочется, чтобы мои воспитанники также научились любить природу и свою землю. В реализации этой актуальной темы считаю необходимым: наличие природных объектов и экологически правильное создание для них условий , определение содержания наблюдений, изыскание соответствующей организации наблюдений и наличие мини лаборатории для проведения опытов и экспериментов. Так был создан экологический центр науки и экспериментирования, который является и местом для саморазвития детей. Центр помогает мне постоянно расширять экологический кругозор детей, видеть красоту природы: разнообразие форм и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию растений, давая посильные поручения по уходу за растениями . Развивать в детях чуткость, умение понимать другую жизнь, ее самоценность, побуждая детей к сочувствию, сопереживанию.

Созданная, экологически правильная организация центра науки и экспериментирования – необходимое условие для осуществления экологического воспитания детей. Такая зона природы дает богатые возможности для организации наблюдений и экспериментов. Как на непосредственно образовательной деятельности так и вне ее использую различные формы и методы работы с детьми : это циклы наблюдений за растениями и в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, дидактические игры, сценарии праздников и наблюдений. Опираясь на свой большой опыт разработала занятия по экологической теме с использованием проблемных ситуаций для детей пяти – шести и шести-семи лет. Экологические проекты, как краткосрочные, так и долгосрочные. Например проект « Синьер – помидор», где дети смогли проследить рост помидор от зернышка. Результат проекта был налицо, дети зимой ели красные помидоры, выращенные своими руками. Также для наблюдения сажаем горох и фасоль (фасоль оказалась более прихотливее и дала свои плоды). Дети с большим удовольствием делали зарисовки в дневнике наблюдений. .

Также детям созданы условия для наблюдения за произрастающей луковицей в разных условиях, значимости для роста растений факторов внешней среды: вода, тепло, Свет, почва. После наблюдения делались зарисовки. А в прозрачную емкость посадили картофель, где дети наблюдали (и вели дневник ) за ростом вершков и корешков.

В центре создан мини пруд для декоративных лягушек, есть два аквариума с рыбками. В большом находятся разнообразного вида рыбки, а в маленьком – мальки отсаженные детьми под руководством воспитателя . Я считаю , что правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум – это модель природного водоема, микросистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения и др.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие. Таким образом, это и есть условия для проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности. Так была проведена экспериментальная работа с рыбками, декоративными лягушками и была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему: « Из жизни декоративной лягушки».

Для сравнения жизни лягушки в неволе и в открытом водоеме мы с детьми ходили на экскурсию в парк к пруду. Где провели «наблюдение за лягушкой в природе (в сравнении).

Проводя эксперименты ,опыты, наблюдения мы с детьми после беседы обязательно делаем зарисовки нашей проделанной работы. Так приобщая детей к природе через экспериментирование я стремлюсь развивать у детей процесс самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска. Так как в процессе самостоятельного экспериментирования у детей возникают догадки, предположения о возможно новых вариантов, новых проблемах. Поэтому я стараюсь находить новые формы непосредственно образовательной деятельности, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать познавательную потребность и стремление к творческому поиску.

Природа помогает мне вводить детей в мир прекрасного, делать их жизнь богаче, красочнее, полноценнее. Я считаю, что самое важное на этапе дошкольного детства, это вызвать у ребенка положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.