ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты эстетического воспитания. В работе было рассмотрено понятие и критерии эстетического воспитания, декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания, методы и формы эстетического воспитания.

Т.Г.Козакова, А.Н.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина и другие авторы изученных книг считают эстетическое воспитание важной составляющей всестороннего развития личности. Все они показывали необходимость эстетического воспитания с ранних лет. Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду – все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Н.М.Сокольникова, Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина, С.В.Погодина в своих работах раскрыли важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. Они указывали на единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям.

В работе подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Это методы помогут выстроить работу по эстетическому воспитанию дошкольников.

Все задачи, поставленные в начале работы раскрыты. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры

Важную роль в эстетическом воспитании имеет окружающая действительность и участие взрослого.

Приобщение ребенка к эстетическому восприятию мира развивает творческие способности, формирует художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности.

Становление эстетически развитой личности – процесс длительный.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Список литература:

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. 207 с., ил.

Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с., 8с. ил.: ил.

Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: [учеб. пособие] / Е.Г.Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.,1999.-344с.

Козакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество:/Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией/. Пособие для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение,1985.-192с.,ил.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перепаб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – 416 с.

Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -224 с.: ил., [16] с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат).

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Дет.лит., 1985. – 207 с., фотоил.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.03.08. «Дошк. воспитание»/ Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.; Под ред.Т.С.Комаровой.-3-изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991. – 256с.: ил.

Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002. – 592 с.: ил.- (Для школьников и студентов).

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-208 с.

Обухова, С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства /С.Обухова // Дошкольное воспитание.-2010.-№6.-С.75-76

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством /А.А.Грибовская //Ребенок в детском саду.-2006.-№6.-С.48-50

Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-352с.

Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2002. – 960 с.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.

Узорочье жизни / Сост. В.Шимичев. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 314 [3] с., ил. – (Б-ка молодой семьи. Т. 19).

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Е.А.Дубровская, Т.Г.Козакова, Н.Н. Юдина и др.; Под ред. Е.А.Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

Приложение 1

Формы эстетического воспитания (С.А.Козлова, Т.А.Куликова)

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого:

- фронтальная

- подгрупповая

- с одним ребенком

Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Приложение 2

Игры и упражнения

«Подбери цвета»

Цель: определить умение дошкольников вычленять колорит, свойственный определенному промыслу.

Установка: «Перед тобой находятся карточки различных цветов. Посмотри внимательно и возьми только те, которые чаще всего встречаются в этом виде росписи».

«Подбери композицию»

Цель: определить уровень сформированности у детей композиционных представлений и умений.

Установка: «На столе есть рисунок с росписью и вырезанные элементы (круги, листочки). Посмотри внимательно на картинку и составь такой же рисунок (свой рисунок) ».

«Обведи точки»

Цель: определить уровень развития мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Установка: «Перед тобой листок с точками, их много. Обведи точки так, чтобы получился рисунок».

«Раскрась элементы»

Цель: выявить представления детей о цветовой гамме той или иной росписи и структурирование элемента.

Установка: «Перед тобой рисунок, его забыли раскрасить, и он грустит. Помоги ему».

«Создай аппликационный (пластический) образ»

Цель: выявить характерные особенности создания детьми аппликационного, декоративного образа на основе отдельного вида декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Перед тобой цветная бумага, ножницы, клей (пластилин). Сделай аппликацию (выполни лепку) по мотивам любого вида декоративно-прикладного искусства».

«Распиши основу»

Цель: определить особенности построения детьми декоративного образа на заданной форме.

Установка: «Перед тобой лист бумаги необычной формы. Распиши ее».

«Придумай новый декоративный образ»

Цель: выявить уровень развития декоративного творчества детей в процессе создания собственных декоративных образов по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Установка: «Придумай и нарисуй что хочешь, но так, чтобы твой рисунок напоминал бы какой-нибудь промысел».

«Определи порядок изображения»

Цель: выявить уровень сформированности представления детей об этапах выполнения той или иной росписи.

Установка: «Перед тобой картинки. Их случайно перепутали, помоги разложить их в такой последовательности, чтобы было понятно как выполнить роспись».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст