Я сам!

Вы любите своего малыша, мечтаете вырастить его уверенным в себе, способным добиваться в жизни поставленных целей, какие же шаги необходимо предпринять для этого?

Ошибка многих родителей в том, что они ждут какого-то специального момента, например, поступления ребёнка в школу Ведь только тогда, как им кажется, он сможет без труда понять, что от него ждут, и будет готов отвечать за результаты своих действий. Мамы и папы совершенно не подозревают, что к тому времени у маленького человечка уже сформированы определенные привычки в поведении, которые трудно изменить просто просьбами, не опирающимися на практику. А ведь одна из задач воспитания состоит в том, чтобы, оставшись один на один с трудностями, ребёнок мог противостоять им или, по крайней мере, не спасовать.

1-2 ГОДА. Как рождается самостоятельность? Вначале руководящую роль принимают родители, и от них зависит, в какой степени и как долго они будут ею наслаждаться. Но не стоит забывать: для того чтобы у ребенка складывались и закреплялись необходимые навыки правильного поведения, он непременно должен применять эти правила на практике. И начинать лучше как можно раньше, ведь многие психологи считают, что основы личности формируются к трём годам.

С чего начинать? Например, к двум годам он пробует самостоятельно одеваться. Ему интересно самому натянуть колготки, надеть ботинки, и он проявляет завидное упрямство и усердие, чтобы осуществить это. А как поступают большинство родителей – недолго думая, быстро одевают своё мучающееся чадо, потому что не хватает терпения, потому что вы опаздываете. Да, возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать даже несложную в обращении одежду. Но если сейчас отказать ему в этом праве, то не стоит удивляться тому, что в четыре года он вряд ли поймёт ваше возмущение по поводу его несамостоятельности. Почему это вдруг ни с того ни с сего взрослые от него стали что-то требовать?

3-4 ГОДА. Это самый благоприятный период для начала формирования трудолюбия. Дети в этом возрасте очень активны, они с радостью примутся за выполнение небольших дел (расставить посуду к обеду или помыть её). Рискните, нужно лишь искусно направлять их энергию в нужное русло. Идеальный способ воздействовать на подсознание малышей – это использовать игру. Например, вместо того чтобы в приказной форме заставить малыша убрать игрушки, предложите их вечером уложить спать в коробку, лучше всего, если первое время вы немного поиграете вместе с ним (но не увлекайтесь!) Ваша улыбка и слова одобрения: «Молодец! Я тобой горжусь!» дадут ребёнку чувство уверенности в себе, значимости. И, наоборот, ворчание, недовольство, раздражение способны в корне убить любую попытку проявления ребёнком самостоятельности, желание сделать что-нибудь приятное для семьи. А в дальнейшем вы будете разводить руками и удивляться, откуда же эта безответственность. Другая распространённая ошибка родителей – постоянное поторапливание малыша. «Быстрей доедай суп», «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать». А ведь ребенок не родился копушей. Таким его сделали бесконечные подгонялки. Регулярное понукание со временем порождает упрямство, а также занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Выход из положения прост: поменьше «пилите» копающегося ребенка, будьте терпеливее и постарайтесь больше доверять.

5-6 ГОДА. К этому времени у малыша должен обязательно сложиться определенный круг постоянных обязанностей, например: полить цветы, вытереть пыль, покормить кошку, убрать постель и т. д. Их выполнение должно быть обязательным, хотя требовать спартанской дисциплины не следует. Очень заблуждаются родители, которые рассуждают так: «Успеет ещё наработаться, вся жизнь впереди». Любая чрезмерная опека способна убить инициативу. Не стоит внушать ребёнку чувство вины за ошибки. Постоянные комментарии типа: «Ты всё делаешь не так, мне стыдно за тебя» ограничивают свободу малыша, занижают его самооценку, определяют в группу хронических неудачников. Особенно осторожно с высказываниями следует быть по отношению к застенчивым детям. Им кажется, что они всё делают плохо, поэтому почаще поддерживайте их словом, ни в коем случае не позволяйте себе подсмеиваться над ним.

Это важно

Не берите на себя то, что может выполнить ребёнок

Не навязывайте ему обязанности, ‘а дайте возможность самостоятельно (по вашему совету) выбрать их

Старайтесь как можно чаще ставить малыша в ситуацию выбора и давать ему возможность самому принимать решения

Не отказывайте ребёнку в помощи, если он не справляется с порученным ему делом

Спокойно реагируйте на его не удачи.