Яблоко от яблони недалеко падает

Учи своих детей молчать.

Говорить они научатся сами.

Б. Франклин.

Брагиш Надежда Вячеславовна воспитатель ГБДОУ №44 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга.

Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.  Современная беда в том, что  многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

Однако вне сомнений остается то, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве, увы, не без родительской помощи.

Лучший способ привить ребенку хорошие манеры поведения – это собственный пример. Поведение родителей очень влияет на воспитательный процесс. Воспитывая ребенка, вы должны понимать, что ваши слова не должны отличаться от действий.

Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Именно в семье ребенок узнает о том, что хорошо и что плохо, как на это плохо и хорошо реагировать, к чему ему следует стремиться. Ребенок доверяет родителям, он искренен, открыт, чист, не знает о том, что кто-то может ошибаться, заблуждаться и даже обманывать, для него таких понятий пока еще нет. Он впитывает в себя, как губка, весь опыт его родителей, доверяя им свою маленькую жизнь.

Те, у кого дети ходят в садик, не понаслышке знают, что такое, когда дети копирую чье-то поведение. Ведь приходя домой из сада, ребенок первым делом в какой-то игре станет употреблять все те слова и фразы, которые слышал от воспитателей. То же самое происходит и в саду, по поведению ребенка сразу можно понять, что творится у него в семье, какие взаимоотношения между членами семьи.

Поэтому очень рекомендуется тщательно следить за своим поведением, за своими словами. Если вы заставляете ребенка убирать за собой игрушки и свои вещи, а сами этого не делаете, то можете не ждать, что ребенок будет этим заниматься, ведь его пример -это вы.

Или другой пример: застолье, все веселятся, разговаривают, на столе представлена алкогольная продукция. Одним таким примером у ребенка формируется множество стереотипов «весело, друзья, праздник – надо чтобы было спиртное, иначе не повеселишься», «взрослая жизнь начинается тогда, когда я смогу также, как взрослые выпивать» ну и др. К каким последствия приведет копирование этих стереотипов ребенком в будущем можно только догадываться, ведь сами сейчас понимаем, знаем, имеем негативный опыт подобного рода, связанный с алкоголем: разрушенные жизни, жизни которые могли пойти совсем по другим линиям и привести человека к другому будущему.

Пока ребенок маленький, он много времени проводит с родителями, находится в том ментальном поле, которое создано ими, если там чистота и порядок, если там добро и радость, то с ним будет все в порядке и пробуждение в нем негатива резко уменьшается.

Ребенок будет копировать ваше поведение. В конечном итоге он научится большему из ваших поступков, чем из ваших слов. Если вы будете вести себя вежливо по отношению к ребенку и другим людям, аналогично будет поступать и Ваш ребенок.

Мы должны стать именно такими людьми, которыми мы хотим видеть наших детей, потому что наше счастье будет только тогда, когда будут счастливы наши дети. От нас уже сейчас зависит какой будет мир потом, после нас. Что мы посеем, то и пожнем. Давайте сеять добро, быть искренними, любящими, открытыми, радостными, здоровыми, взращивать в себе настоящие Человеческие качества и помогать другим в этом деле.

Список использованной литературы:

Даведьянова Н. С. Семейно – педагогический клуб в современной школе: программа и тематическое планирование / Н. С. Даведьянова // Даведьянова, Н.С., Назарова, М.В. Педагогические теории и технологии. Ч. 1: Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 154-156.

Завражин С.А. Образ будущей семьи у студенток вузов: материалы социально – психологического исследования / С.А. Завражин, Н.С. Даведьянова, М.В. Назарова. – Владимир, 2008. – 32 с.

Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1988. – 300 с.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Детско-родительские отношения 2: [Электронный ресурс]. URL: http://psymania.info/femil/shnaid/deti-roditeli-2.php.

http://rebenok.cn.ua/index.php?topic=9820.0.