Тема: «Язык человеческих чувств. Ознакомление с портретной живописью».

Цель: ознакомить детей с портретной живописью.

Задачи:

Обучающие:

ознакомить детей с жанром портретной живописи;

учить детей эмоционально откликаться на художественный образ.

Развивающие:

развивать у детей речь, зрительное восприятие и образное мышление;

Воспитывающие:

Воспитывать эстетический вкус детей, прививать любовь к живописи.

Материалы:

Репродукции портретов: В.Серов «Мика Морозов», А.Мыльников «Верочка».

Пьесы М.Мусоргского «Картинки с выставки».

Набор картинок-эмотиконов «Мимическая гимнастика».

Рамки для игры «Портрет».

Выставка-галерея портретов.

Словарная работа: портрет, одиночный портрет, групповой портрет.

Билингвальный компонент: портрет-портрет, картина – сурет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,

Настроение каково? (Во!)

Все такого мнения? (Да!)

Все без исключения? (Да!)

Замечательно!

Сегодня у нас с вами особенный день. Сегодня мы посетим выставку картин. Но сначала давайте вспомним и повторим правила поведения на выставке.

Дети:

- На выставке нужно вести себя хорошо: не шуметь, громко не разговаривать, руками ничего не трогать.

Воспитатель:

– Хорошо, ребята! Правила поведения вы знаете. А теперь я вас приглашаю в удивительный мир искусства. Это – «зал живописи». Давайте рассмотрим картины, которые здесь выставлены.

Звучит музыка – дети рассматривают картины.

Воспитатель:

- Скажите, ребята, кто изображен на этих картинах? (Люди).

- Сегодня у нас здесь представлен новый жанр живописи – портрет.

Дети читают отрывок из стихотворения о портрете:

«Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька – твой сосед,

Обязательно картина называется – портрет».

Воспитатель:

-Да, вы правильно сказали. Портрет – это прежде всего изображение человеческого лица. Художник изображает его так, как видит. Не просто передает внешнее сходство, но старается раскрыть в портрете настроение и характер человека: добрый – злой, веселый – грустный,

- А теперь посмотрите, какое настроение изобразили художники на своих портретах? (ответы детей)

- А теперь давайте сами изобразим на своем лице разное настроение.

Мимическая гимнастика.

Воспитатель:

- Ребята, портреты бывают одиночные и групповые. Как вы думаете, что такое «одиночный портрет»?

Дети:

– Это портрет, на котором изображен один человек.

Воспитатель:

– А что значит «групповой портрет»?

Дети:

- Это портрет, на котором изображена группа людей.

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите и скажите, какие портреты на нашей выставке: одиночные или групповые?

Дети:

– На нашей выставке есть портреты и одиночные, и групповые.

Воспитатель:

- А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Картина». (Воспитатель раздает каждому ребенку рамочку и предлагает посмотреть через неё друг на друга, а потом рассказать о том, что они увидели).

На выставке представлены два детских портрета: В.Серова «Мика Морозов», А.Мыльникова «Верочка».

Воспитатель:

- Дети, ответьте мне на вопросы:

Как называется картина, на которой изображен человек?

Удалось ли художнику передать в картине настроение?

Как вы думаете, какое настроение у Мики? А у Верочки?

Воспитатель подводит итог занятия:

– Мы с вами сегодня познакомились с портретной живописью. Художники изображают на портрете человека для того, чтобы через много лет, другие смогли увидеть людей, которые жили раньше.

Кроме детских портретов есть еще мужские и женские. Художники, рисуя человека, стремятся передать не только его внешний облик, его одежду, но и характер, настроение, а также своё отношение к образу.

Таким образом, дети, язык человеческих чувств можно выразить не только словами, но и через портретную живопись. И когда вы смотрите на портрет, вы сами можете рассказать о человека, который на нем изображен.

Ребята, спасибо вам за активное участие на занятии!