«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Н.И. Аксенова воспитатель

МДОУ Центр развития ребёнка д/с №151 г. Тверь

Н.В. Клугман воспитатель

МДОУ Центр развития ребёнка д/с №151 г. Тверь

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Сегодня все педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Научить родителей понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, – важнейшая задача ДОУ, развивать в своих детях лучшие их качества.

Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детских отношений.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия сказано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [3, c.61] Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Остановимся на некоторых из них[5, c.47]:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей – дошкольников.

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т.е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Эти умения рефлексируют на специфику технологических аспектов семейного воспитания их детей.

Важное условие при применении инновационных форм является сочетание форм с наглядностью, потому что это способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями).

Многие исследователи занимались проблемой воспитания родителей в XIX и XX веке. Среди них: Ю.Хямяляйнен, Е.М Неклер, М.Фин, Дж.Лэмм, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Т.Куликова, Е.Арнаутова.

Благодаря усилиям ученых и практиков: Н. Ф. Виноградовой, Т.Н. Зениной, Т.Н. Дороновой, О.Н. Урбанской были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы занятий в народных университетах, педагогических занятий для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с родителями дополнила деловыми играми.

Сегодня потенциальные возможности семьи как среды формирования и становления личности ребенка претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом[4, c.17].

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Разработку и реализацию программы педагогического воспитания родителей первой младшей группы детского сада целесообразно начинать с изучения семей будущих воспитанников группы, что позволит получить информацию о возрасте, их образовании, составе семьи, материальном положении. Это, в свою очередь, поможет составить социальный портрет семьи. Ответы родителей на анкету помогут определить направление работы, выявить наиболее важные темы занятий. При выборе форм и методов реализации программы необходимо иметь в виду, что многие родители уже имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературы, но часто не используют полученные знания в практике семейного воспитания.

Анкетирование и мини-опросы показывают, что у детей в дошкольном возрасте возникает множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это. Многие родители не считают нужным соблюдать режим дня в выходные дни (нарушают время ночного сна, не укладывают днем детей, нарушают время приема пищи), у родителей наблюдается недостаточный уровень практических умений в организации детской деятельности дома[1, c.118].

Педагог ДОУ располагает богатым арсеналом форм работы с родителями. Реализация идеи совместного воспитания в такой форме, как «Школа молодой матери», которая в свою очередь обеспечивает взаимодействие по вопросам воспитания и обучения ребенка между родителями и работниками ДОУ (педагог-психолог, педагоги, медицинские работники, логопед и др.)

В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон “Об образовании”, ст. 18). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом, с помощью формы взаимодействия с родителями «Школа молодой матери», решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Перспективный план работы

«Школа молодой матери»

Мероприятие

Дата проведения

Участники

1

Вечер вопросов и ответов

«Давайте знакомиться!»

Август

Воспитатели, педагог-психолог, врач, ст. медсестра, ст. воспитатель

2

Обмен опытом

«Живу по расписанию. Где моя большая ложка»

Сентябрь

Воспитатели, врач

3

Устный журнал, обмен опытом

«Советы Айболита»

Октябрь

Воспитатели, врач, ст. медсестра

4

Круглый стол

«Сильные, смелые, здоровые, умелые»

Ноябрь

Врач, ст. медсестра, инструктор по физической культуре, воспитатели

5

Круглый стол

«Я играю целый день, мне играть совсем не лень»

Декабрь

Воспитатели, педагог- психолог

6

Практикум

«Сначала было слово»

Январь

Воспитатель, учитель-логопед (на договорной основе)

7

Круглый стол

«Семья – убежище души. Как ладить с малышом (кризис 3-х лет)

Февраль

Воспитатели, педагог-психолог

8

Практикум

«Взял я в руки карандаш»

Март

Воспитатели

9

Устный журнал

«Знаем ли мы права и обязанности детей»

Апрель

Юрист (на договорной основе), ст. воспитатель, воспитатели

10

Круглый стол

«Вместе весело шагать…(отдых с детьми)»

Май

Воспитатели

Список литературы

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.,2002. – 138 с.

Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с 140-142.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 319с.

Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: «Просвещение», 1990. – 160 с.

Зенина Т.Н. Родительские собрания в д/с. – М.: «Педагогическое общество России», 2006. – 96 с.