Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

(выступление из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Бокова Е.Ю.

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №32 «Журавушка»

г. Губкин

2013г.

Дети живут своими представлениями

о добре и зле, чести и бесчестии,

человеческом достоинстве;

у них свои критерии красоты,

у них даже свое измерение времени:

в годы детства день кажется годом,

а год – вечность.

В. А. Сухомлинский.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Во время непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности широко использую дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаю в содержание непосредственно образовательной деятельности, как одного из средств реализации программных задач.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, считаю творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Использую в работе дидактические игры, направленные на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, способствующие совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, что положительно отражается на формировании познавательных процессов, предупреждает возникновение графических ошибок на письме.

Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.

В средней группе, знакомлю дошкольников с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), учу различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Я выясняю, что они делают утром, вечером, днём, ночью. В качестве методических приёмов обучения широко используются наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, беседы, обучающие игры. Дети 3-5 лет устанавливают связь между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени: «Утро – когда встаём, вечер – когда из сада домой забирают». Для обозначения времени дети пользуются словами: «сначала», «потом», «раньше», «позже», затем ребёнок начинает пользоваться словами «давно» и «скоро». Для этой группы использую дидактические игры, такие, как «Сначала и потом», «Когда это бывает», «Наш день», «Весёлые клоуны», «Винни Пух идёт в гости», Чья неделька быстрее соберётся», «4 времени года», «Части суток» и т.д.

В старшей группе уточняю представления детей о промежутках времени, частях суток: утро, день, вечер, ночь. Дети учатся оценивать последовательность действий: было, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. В процессе обучения формирую у детей умение понимать и правильно обозначать протяжённость времени (долго – недолго, давно – недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах. Дети 5-6 лет различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия «на рассвете», «в сумерки», «в полдень», «в полночь». Закрепляю знания дошкольников при использовании дидактических игр, таких как, «Круглый год», «Модель года», «Живая неделя», «Сколько дней в неделе?», «Какое время года?», «Какой день недели спрятался?», «Каким бывает день?», «Детям о времени», «12 месяцев», «Учим часики», «Времена года». Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна.

При проведении непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений отвожу 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаюсь с вопросами:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое время суток последует за вечером?

Закрепление и углубление временных представлений провожу в игровой форме. Для этого использую на непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!», «Назови соседей», «Когда это бывает?» и др.

Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: «Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»

При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только по элементарным математическим представлениям, но и на других НОД, и в повседневной жизни стараюсь задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит та или иная НОД.

Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр на НОД благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по элементарным математическим представлениям.