Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Старший возраст.

 

Программное содержание: формировать знания о знаках, помогающих пешеходам и водителям ориентироваться на дороге; уточнять знания детей о предупреждающих, запрещающих знаках; развивать мышление, память, внимательность, расширять кругозор; воспитывать уважение к правилам дорожного движения. расширять словарный запас детей, учить отвечать полным ответом, формировать связную речь.материал: дорожный знак, знаки предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации, регулировщик, инспектор ГИБДД, круг, треугольник, прямоугольник.

Предварительная работа:экскурсии в кебинет БДД,экскурсии игры по ПДД: Юные водители,Красный, жёлтый ,зелёный.Рассматривание иллюстраций ,беседы по ПДД. чтение рассказов ,сказок ,загадок по ПДД.

Ход занятия Воспитатель:- Сегодня мы с вами познакомимся с важными помощниками пешеходов и водителей – с дорожными знаками. – Послушайте сказочную историю. К нам в детский сад пришёл старичок-лесовичок. Очень ему понравились наши цветы и деревья. Зашёл он в здание, а тут много дверей и все одинаковые. И не знает старичок — лесовичок, за какой дверью у нас спальня, за какой столовая, за какой игровая комната и где ему руки помыть, а где у нас раздевалка. Как бы нам помочь старичку -лесовику, чтобы он понял, за какой дверью что находиться? Дети : Можно написать слова – столовая, спальня. Воспитатель: А он читать не умеет. Да ещё и видит плохо, старенький уже. Как же мы ему поможем? Дети: Можно нарисовать на двери картинку, что здесь столовая или спальня. Воспитатель: Верно. А что мы нарисуем для двери спальни, что там самое главное? Дети: Для спальни – кровать, а для столовой – ложку и вилку. Воспитатель: Да, можно повесить такое изображение, дать ему знак, что здесь можно отдохнуть. (Педагог показывает стилизованное изображение кровати, близкое к дорожному знаку «Гостиница». Точно также разбирается знак для столовой, демонстрируется знак «Пункт питания»). Воспитатель: Вот мы с вами придумали знаки для того, кто не был в нашем детском саду. Точно также на улицах и дорогах города придумано много знаков, которые помогают водителям и пешеходам находить нужное место или правильно действовать на дороге. (Работа по картине. На ней изображена улица, на которой отчётливо видны знаки – «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания» и т. д.) Воспитатель: Посмотрите, сколько разных знаков изображено на картине. Какой знак мы с вами уже знаем?( Пешеходный переход).Обратите внимание, что на светофоре тоже видны фигурки людей. Что они означают? Дети: На красном фонаре человечек стоит, а на зелёном – идёт. Когда зажигается зелёный свет, пешеходам можно переходить проезжую часть, а когда красный – переходить нельзя. Красный свет запрещает движение. Воспитатель: Верно. Вот и дорожные знаки бывают запрещающие. В них всегда есть красный цвет, он предупреждает об опасности, они круглые. Давайте найдём на картинке запрещающие знаки (Дети находят на картине). Воспитатель: Но есть ещё дорожные знаки, которые показывают пешеходам и водителям много полезной информации. Есть знаки, которые предупреждают, их называют «предупреждающие». Они тоже красного цвета, но в треугольнике. Например, знак «Дети» предупреждает водителей о том, что рядом есть детский сад или школа, и чтобы они были более внимательными. Снизили скорость. Но он не разрешает детям перебегать в данном месте дорогу. Знак «Пешеходный переход» в красном треугольнике предупреждает водителей о том, что впереди будет пешеходный переход. Но этот знак только для водителей. Он не разрешает переходить проезжую часть в этом месте. Давайте найдём на картине эти знаки. (Дети находят). Воспитатель: А есть ещё очень важные знаки – информационно-указательные. Они синего цвета, показывают, как следует себя вести и водителям, и пешеходам. Например, знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса».    Они показывают, где пешеходам можно переходить проезжую часть, а где находится автобусная остановка. Давайте найдём эти знаки на картине и расскажем для чего нужен каждый из них. (Дети рассматривают картину, а воспитатель помогает им найти нужные знаки, поясняя, для чего нужен каждый из них, о чём он говорит). Воспитатель: А это предписывающие знаки (показывает). Они имеют круглую форму и голубой фон, сами символы – белого цвета. Знаки этой группы указывают места движения только для одного какого-то вида транспорта, разрешают движение только в одном направлении. И наконец, знаки сервиса. Они оказывают участникам движения добрую услугу – указывают места расположения нужных объектов, как «Пункт питания», «Больница», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пост ГИБДД». А теперь давайте разомнёмся и поиграем. Физкультминутка «Остановка общественного транспорта». Обозначить дорогу цветными лентами или мелом. Выбрать 2-3 детей водителями автобуса. Они надевают на себя обруч. Остальные дети находятся возле знака «Остановка общественного транспорта», ожидая автобуса. «Водители» «подъезжают» к остановке. К обручу цепляется ребёнок – «пассажир», и вместе они бегут до обозначенного места. Где «пассажир» отцепляется. «Водители» перевозят всех участников. По окончании игры все садятся на свои места.Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте стихотворения и найдите в них ошибки. Дорисуйте правильный знак на табличках, которые лежат у вас на столе.Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то Мой приятель говорит: «Детям путь сюда закрыт!» Шли из школы мы домой, Видим знак у мостовой: Синий круг, велосипед, Ничего другого нет. Поразмыслил друг немножко И сказал: «Ответ один-Знак гласит: ведёт дорожка Прямо в веломагазин». (Дети выполняют задание.) Воспитатель: Пять различных человечков Вам встречаются в пути А какой из них позволит Вам дорогу перейти?

Человечки разные, Синие да красные, Треугольник, круг, квадрат. Вот они, все пять подряд.- Выберите среди знаков нужные: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Подземный переход», «Дорожные работы», «Движение пешеходов запрещено». (Дети выполняют задание). – А сейчас вам нужно оставить дорожные знаки. У вас на столах конверты, в которых находятся части знаков. Откройте их и сложите свои знаки. – Как называется знак? Какое он имеет значение? Какие дорожные знаки встречаются вам по дороге в детский сад? (Ответы детей). Что ж, отлично отвечали И заданья выполняли. – Вот вы и разобрались, научились понимать язык улицы, язык знаков. Я надеюсь, что вы будете все Правила дорожного движения выполнять неукоснительно. Не забудьте познакомить со знаками своих друзей, малышей. И в свободное время мы нарисуем с вами знакомые знаки, вы расскажите мне их назначение. И всегда помните: Знаки важные дорожные – компас взрослых и ребят. Дети! Будьте осторожны! Знайте, что нельзя, что можно! Выполняйте непреложно всё, что знаки говорят!