Конспект занятия в старшей группе на дифференциацию звуков З-Ж «Про змею и жука»

Цели: Учить детей различать звуки З-Ж в слогах, словах и фразах.

Задачи: 1. Коррекционно-обучающие:

- автоматизация правильного произношения звука Ж в слогах, словах и фразах;

- различение звуков З-Ж в слогах, словах и фразах.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

- развитие умения делить слова на слоги;

- развитие связной речи;

- развитие логического мышления, внимания, воображения;

- развитие мелкой моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям, дружелюбие и готовность помочь.

Оборудование: игрушки (змея, жук, коза, заяц, динозаврик, ёж), картинки (флажок, жаба, ёжик, зонт, замок, ваза), цветные домики, магнитная доска, заготовки ежей и цветные прищепки, мешочек, картинки-раскраски.

Ход занятия.

Оргмомент.

-Ребята, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки. Послушайте: Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (ЖУК)

Какой первый звук в слове ЖУК ? (Ж) Давайте произнесём его вместе.

А вот ещё загадка: Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно-

Укусит, ясно? (ЗМЕЯ)

Какой первый звук в слове ЗМЕЯ ? (З) Давайте произнесём его вместе.

Сообщение темы занятия.

Вы уже, наверное, догадались, с какими звуками мы будем работать? (З и Ж). Но мы не просто будем работать, а сочинять сказку с этими звуками и этими героями. Только мы должны придумать нашим героям имена: змеи – со звуком (З), а жуку-со звуком (Ж). (дети придумывают имена героям: Зойка и Женька).

Описание героев и дифференциация звуков З-Ж в слогах.

- Итак, наша змея Зойка (показать игрушку) какая? ( дети говорят: длинная, мягкая, голубая…)

- А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…)

- И на кого она похожа? (ответы детей)

- А жук Женька какой? (дети отвечают)

- А что он умеет делать? (ответы детей)

- А на кого он похож? (ответы детей)

- Вот встретились однажды (логопед показывает героев, а дети называют их : змея Зойка и жук Женька)

И что они стали делать?(ответы детей)

- Они стали говорить друг с другом, но каждый по-своему. Я буду говорить за змею, а вы – за жука и будете повторять за мной только со звуком Ж. за – жа, зо – жо, зу – жу, зы – жи.

А теперь ещё раз повторим всё вместе ( дети повторяют пары слогов : жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.)

Произношение звуков З в чистоговорках.

Разобиделись наши герои – не получается у них разговор- не понимают они друг друга. И разошлись они по домам. Жук что сделал? (улетел к себе – отвечают дети)и зажужжал: ЖУ-ЖУ-ЖУ, Я НА ВЕТОЧКЕ СИЖУ И ЖУЖЖУ И ЖУЖЖУ ( дети повторяют хором). А змея к себе- Что сделала? (поползла- отвечают дети). ЗУ-ЗУ-ЗУ, Я ДОМОЙ К СЕБЕ ПОЛЗУ ( дети хором повторяют).

Физминутка.

Давайте покажем, какие домики бывают.

На опушке дом стоит (сложить ладони над головой)

На дверях замок висит ( сомкнуть ладони)

За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол (растопырить пальчики перед собой)

Тук-тук-тук, дверь открой ( постучать кулачками)

Заходите – я не злой! (раскрыть руки в стороны, приглашая всех к себе).

Развитие звукового анализа, деление слов на слоги.

- Давайте выберем домики для наших героев. Для змеи домик с каким звуком будем выбирать? ( со звуком З) А для жука? ( со звуком Ж) ( на столе лежат разные домики: жёлтый, красный, синий, разноцветный. Дети выбирают и прикрепляют их на магнитную доску.)

А теперь давайте подарим змее и жуку разные вещи. Змее- вещи со звуком З, а жуку- со звуком Ж. ( На столе картинки: зонт, замок, ваза, флажок, жаба, ёжик. Далее дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука).

Молодцы, справились. А теперь давайте ещё раз назовём эти слова и поделим их на слоги.

Развитие кинестетических ощущений, звукового анализа и логического мышления.

- Ой, ребята, посмотрите! Змея Зойка мешок притащила! А что в нём? Посмотрим? ( игра «Чудесный мешочек») ( на стол выкладываем игрушки: заяц, коза, ёжик, динозаврик. Дети называют их).

Ребята, а как можно одним словом назвать их всех (животные). Змея Зойка хочет с ними дружить. Давайте подумаем, все эти животные могут дружить или нет со змеёй? (выделяем ЁЖИКА, объясняем почему).

Развитие мелкой моторики, воображения. Закрепление звука Ж в чистоговорках.

А жук Женька тоже хочет себе друзей. Давайте поможем жуку: сделаем ему друзей с помощью прищепок. Мы будем делать жуков- не простых, а разноцветных. А пока вы делаете жукам колючки, давайте произнесём чистоговорки про ежа.

ЖА-ЖА-ЖА,

Я В ЛЕСУ НАШЁЛ ЕЖА.

ЖУ-ЖУ-ЖУ,

КОЛЮЧКИ СДЕЛАЮ ЕЖУ.

ЖИ-ЖИ-ЖИ,

ОЙ, КОЛЮЧИЕ ЕЖИ.

Какие красивые ежи у вас получились! ( Дети называют, какого цвета у них ежи)

Подведение итога.

Как вы думаете, ребята, будут теперь спорить змея Зойка и жук Женька?( ответы детей) Я думаю, что теперь у них всё есть и домики, и друзья и не зачем им обижаться, что не понимают друг друга, правда? Ребята, вы все молодцы сегодня, хорошо поработали! А чтобы вы не забыли о нашем занятии, змейка и жук дарят вам свои портреты на память, которые вы раскрасите дома.