Идеология: сущность, структура, функции.

Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Существует 3 варианта структурирования идеологии:

1 вариант. 1. Система знаний: показывает картину общества в целом; 2. Ориентационная подсистема: совокупность конкретных идей, социальных ценностей и идеалов; 3. Ценности, идеалы.

2 вариант. Принято вычленять составные части идеологии в виде трех основных ее уровней в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию. Первый уровень – теоретико-концептуальный, в котором обосновываются основные идеологические принципы политических движений. Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации. Третий уровень – обыденный, актуализированный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политического участия.

3 вариант. Если иметь в виду содержание тех идей, на основе которых выстраивается образ идеального общества, то следует помнить о философско-мировоззренческой, культурно-исторической, политической, экономической, социогуманитарной частях идеологии.

Функции:

Информационно-познавательная – заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний в обществе, отражая его.

Функция выражения интересов и устремлений определенных социальных групп.

Ориентационная функция.

Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям.

Интеграционная – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.

Воспитательно-социализирующая. Проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.

Классификация политических идеологий.

Виды идеологии:

В зависимости от характера связи той или иной идеологии с государственной властью они делятся на официальные и оппозиционные, выражающие интересы тех социальных сил, которые стремятся к власти.

Если иметь в виду направленность социальных ориентаций той или иной идеологии, то их можно разделить на идеологии, которые стремятся сохранить существующий общественный порядок, и идеологии, которые ставят цель преобразовать существующий строй. Причем, первую классификацию нельзя отождествлять со второй, как это часто делается в научной литературе. С одной стороны, не всегда государственная идеология стремится к консервации сложившихся устоев, а с другой, – не каждая оппозиционная идеология сориентирована на кардинальное изменение существующего строя.

В зависимости от социального субъекта – носителя той или иной идеологии – различают классовые идеологии, национальные, государственные.

По принадлежности идеологии к конкретному историческому периоду можно выделить:

А) идеологии доиндустриального общества, в роли которых, как правило, выступает религия, которая предлагает основные идеи для концепции социального управления, обращенные непосредственно к вере и имеющие ярко выраженный авторитарный и догматический характер;

Б) идеологии индустриального общества, связанные с возникновением светских. Централизованных государств.

Государственная идеология: сущность, структура, функции.

Государственная идеология есть составляющая основу деятельности государства целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан.

Государственная идеология – атрибутивный признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета. Территории, власти, права.

В государственной идеологии четко выделяются следующие комплексы идей, ценностей, идеалов:

Экономический комплекс – совокупность идей относительно решения вопроса об основополагающих чертах национальной экономики

Политический комплекс – совокупность идей и представлений относительно характера и особенностей организации политической жизни страны.

Культурно-историческая составляющая: включает совокупность идей и представлений:

- о происхождении и формировании народа, этноса, образующего основу данного государства;

- основных этапах становления национальной государственности;

- месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.

Функции:

Стабилизирующая, направленная на укрепление устоев существующего общественного строя, сохранение целостности страны, обеспечение устойчивого развития общества.

Апологетическая, направленная на защиту, оправдание принципов и идеалов, обеспечивающих конкретную систему экономических, политических, социальных ориентаций, лежащих в основе данного общественного строя.

Интегративная, способствующая достижению согласия, сплочению различных социальных групп, классов всего общества.

Мобилизационная, направленная на вовлечение классов, этнических, религиозных групп в процесс реализации задач, определенных государственными программами.

Идеи либерализма и неолиберализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основополагающие идеи классического либерализма относительно устройства основных сфер общества.

Экономические идеи:

Незыблемость частной собственности являются основой социального и духовного прогресса общества;

Свободный рынок и конкуренция представляют универсальный механизм общества, которые побуждают объективно-экономическим способом повышать эффективность производства;

Государство не должно вмешиваться в экономику.

Политические идеи:

Государство есть результат договора между народом и правительством, которые должны рассматриваться как партнеры, имеющие определенные обязательства по отношению друг к другу;

Народ – источник власти;

Основные институты власти должны формироваться посредством выборов;

Право народа на революцию;

Верховенство закона как принцип справедливого гос. Устройства;

Равенство всех членов общества перед законом.

Социогуманитарные идеи:

Неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними;

Государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества.

В 30-е гг. XX в. сформировался неолиберализм, в рамках которого подверглась критике идея саморегулируемой экономики как самого эффективного варианта ее развития.

Основная идея неолиберализма, отличающая его от классического либерализма, заключается в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять:

- защиту пр-й, рынка от возрастающей угрозы монополизма;

- разработку общей стратегии экономического развития;

- социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества;

- функцию субъекта определенной собственности в обществе.

Идеи консерватизма и неоконсерватизма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Идеи классического консерватизма:

Экономические идеи:

Экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;

Государство не должно вмешиваться в экономические процессы.

Политические идеи:

Понятие свободы чуждо человеку;

Революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;

Демократия – наименее совершенная форма политической жизни;

Обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующе образование и призвание;

Государство должно иметь приоритет над обществом.

Социогуманитаные идеи:

Важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство;

Социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения нежелательны;

Равенство может быть только в области морали и добродетелей;

Индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, е ожидая помощи со стороны государства.

Идеология неоконсерватизма.

Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста.

Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена.

По их мнению, сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности. Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание.

Идеи социал-демократической идеологии относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Экономические идеи:

Экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности;

Способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей;

Экономика должна иметь социальную направленность, т.е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.

Политические идеи:

Справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти;

Основной способ формирования органов власти – свободные выборы;

В обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства;

Возможная смена власти должна осуществляться мирным путем – через выборы;

В организации политической жизни действует принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.

Социогуманитарные идеи:

Признается необходимостью высокого качества жизни для всех членов общества и участия государства в создании соответствующих условий:

- оно должно регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов;

- создавать условия для всеобщей занятости населения;

- Реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества;

- поддерживать малоимущие слои населения;

Духовная жизнь общества должна развиваться на основе мировоззренческого плюролизма.

Государственность на белорусских землях: основные этапы ее становления.

1 этап. Восточно-славянскиекняжества на территории Беларуси (IХ – ХIII вв.)

На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены.

Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена.

В политической жизни Полоцкого княжества, как и в жизни других славянских земель, важное место занимало вече. Его полноправными участниками признавались только свободные люди. На вечевых сходах решались наиболее важные вопросы: выборы и изгнание князя, раскладка повинностей, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира. В компетенции вече находилась законодательная функция власти.

Структура и компетенции государственных учреждений, права и обязанности представителей различных сословий и социальных групп, земельные, судебно-процессуальные вопросы регулировались нормами обычного права, которые постепенно дополнялись нормами писаного права.

2 этап. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.)

Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами.

Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена Радой, в состав которой входили верхи феодалов, и Соймом, в котором заседали и представители поветовой шляхты.

3 этап. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795)

В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.

4 этап. Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г.)

В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.

5 этап. Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г.)

С падением самодержавия в феврале 1917 г., распадом Российской империи и переходом власти от Временного правительства к Советам в октябре 1917 г. возник вопрос о создании белорусской национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи?

Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии.

6 этап. Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время)

Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР”. Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию, в соответствии с которой властные функции разделялись между Верховным Советом и Президентом. На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства.

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Любая Конституция – это одновременно мировоззренческий, идеологический документ, так как через формулировку положений о правах, свободах, обязанностях, общественном строе определяются конкретные ценности, идеалы, идеи, закрепляется конкретная государственная идеология. Конституция является также основным программным документом, в котором определены основные ориентиры развития данного общества.

Реализация институтов демократии в политической системе Республики Беларусь: представительные и непосредственные формы демократии.

В Конституции Республики Беларусь закреплена главная идея демократического государственно-политического устройства о признании народа источником государственной власти и носителем суверенитета. При этом подчеркивается, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы власти.

Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц.

Недостатки представительной демократии, когда не может быть обеспечено “прямое правление всего народа”, призвана преодолеть непосредственная демократия или демократия участия – это участие народа в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, уличных шествиях, в обсуждении проектов законов, вопросов республиканского и местного значения и т.д. Она позволяет участвовать широким слоям общества в политических процессах.

Важнейшей формой непосредственной демократии в РБ являются референдумы республиканского и местного характера, в которых могут принимать участие все граждане, имеющие избирательное право и выступающие по сути дела как законодатели, поскольку решения, принимаемые референдумом, имеют обязательный характер и могут быть отменены только посредством следующего референдума.

Права и свободы граждан Республики Беларусь: гражданские, социально-экономические, политические.

1. Личные (гражданские) права:

на жизнь;

свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;

неприкосновенность жилища;

свободное передвижение и выбор места жительства в пределах РБ;

исповедование любой религии или неисповедование никакой (свобода совести);

свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

2. Политические права:

на свободу собраний, митингов, уличных шествий;

свободу объединения в общественные организации, политические партии;

участие в решении государственных дел;

право избирать и быть избранными в государственные органы;

равного доступа к любым должностям в государственных органах;

право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

3. Социально-экономические и культурные права

на труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;

защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку;

отдых;

собственность;

охрану здоровья;

социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;

жилище;

образование;

сохранение своей национальной принадлежности.

Республика Беларусь – социальное правовое государство. Унитарный, светский характер белорусского государства.

Социальное государство – это государство, которое поддерживает с помощью разнообразных социальных программ (развитие образования, медицины, пособия для малоимущих) беззащитных перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения.

При определении характера взаимоотношения государства и церкви в Конституции Республики Беларусь по сути дела была использована идея светского государства, при реализации которой государство не должно вмешиваться в дела религиозных организаций, и последние не вмешиваются в дела государства. И хотя в Конституции Республики Беларусь нет формулировки об отделении церкви от государства, реально это так, поскольку институты государства и церкви разделены и не совмещаются. В ст. 16 отмечается, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Провозглашается равенство религиозных конфессий. О нерелигиозном характере государства свидетельствует также то, что система государственного образования носит светский характер и предполагает в процессе обучения освоение дисциплин научного содержания.

Таким образом, республика Беларусь определяется как демократическое, унитарное, правовое, социальное, светское государство.

Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная экономика – это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступным широким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне.

Создание такой экономики становится возможным:

при развитом секторе экономики, производящем предметы потребления (сектор В);

развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Поэтому государство стремится защитить рыночную экономику, основанную на чистой, совершенной конкуренции. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий, которые получают возможность устанавливать высокие цены и фактически ведут к устранению рынка;

социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы); программы, ликвидирующие причину их низких доходов (повышение их уровня образования, квалификации, переобучение, содействие в организации собственного бизнеса);

организации помощи безработным;

поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот и пошлин, ограничивающих импорт определенных товаров, государственные субсидии и займы слабым предприятиям).

Таким образом, одна из главных задач белорусского государства – формирование экономической системы с эффективными рыночными механизмами с целью удовлетворения разнообразных потребностей населения и достойного вхождения в мировое хозяйство на конкурентных началах.

Основные принципы социальной и культурной политики белорусского государства.

Важнейшая составная часть социальной политики – деятельность государства по развитию системы образования, которая строится на следующих принципах:

Принципе равенства, согласно которому граждане Республики Беларусь вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности его получения. Это обеспечивается развитием дошкольного, школьного, профессионально-технического и высшего образования. В рамках специального профессионального образования постоянно появляются новые специальности, отвечающие требованиям современной социально-экономической ситуации.

Принципе справедливости, в соответствии с которым государство стремится оказывать помощь в получении образования тем социальным группам, которые по ряду причин оказываются в неравных условиях с другими слоями общества: выпускникам сельских школ, инвалидам, сиротам, населению территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

При этом образование рассматривается не только как фактор развития экономики, но и как фактор совершенствования социальной структуры общества, формирования творческих способностей личности.

Государство стремится развивать специальное профессиональное образования в тесной увязке с потребностями рынка труда. В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2008 года было подчеркнуто, что учебные заведения должны постоянно взаимодействовать с основным заказчиком на подготовку кадров – экономикой. Данное требование предполагает включение системы образования в рынок труда в республике, где оно должно предоставлять качественные образовательные услуги, выпуская нужных специалистов соответствующего профиля для различных сфер общества.

15Политология как наука о политикебъект, предмет, методы, функции

Политологияэто наука о полит. власти и управлении, о закономерностях развития полит. отношений и процессов, ф-нии полит.систем и институтов, полит. поведении и д-сти людей.

Объектом политологии как науки является полит.сфера общества, т.е. особая сфера жизнед-сти людей, связанная с властными отношениями, гос-политическ. организацией общества, действие которых призвано обеспечить ф-ние общества, взаимоотношения между людьми, обществом и гос-вом.

В качестве предмета исследования политологии выступает феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, ф-ния, развития и изменения);политология изучает и саму политику – как особый вид д-сти, связанный с исп-нием полит.власти в процессе реализации индивидуальных, групповых и общественных интересов.

К основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся:

Теория и методология политики,теория политических систем,теория управления социально-политическими процессамистория полит. учений и полит. идеологияеория международных отношений

Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию.

Основные функции:

Гносеологическая (познавательная) функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности

Мировоззренческая функция суть функции в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, и в формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.

Идеологическая функция. Суть функции – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.

Инструментальная функция (функция рационализации политической жизни

Прогностическая функция, значение которой состоит в предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.

Методы:Общефилософские методы –анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование

Общенаучные методы –системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация.

Методы теоретической политологии Структурно-функциональный анализ,

Институциональный метод ,Исторический,Сравнительный,Бихевиористский

(поведенческий) метод,

Методы прикладной политологии:контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод разработки и принятия политических решений.

Политическая власть, ее структура, ресурсы, функции. Легитимность и легальность политической власти.

Политическая власть – соц. взаимодействие при котором одни соц.субъекты подчиняют своей воле деят-сть других субъектов с помощью гос-правовых средств. Высшей формой выражения полит. власти является «гос. власть».

Государственная власть – это полит. власть, осуществляемая гос.органами, учреждениями и должностными лицами на территории, на которую распространяется государственный суверенитет.

Структура политической власти состоит из следующих элементов:

Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры

Объектами власти являются: индивид, соц. группа, масса, класс и т.д.

Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, соц. и полит. статус и т.д.

Ресурсы власти – это совокупность средств, исп-ние которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

экономические: материальные ценности, деньги, полезные ископаемые;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст