Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе промерной программы основного общего образования по географии, рекомендованная министерством образования и науки 2005 года и государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии 2008 года.

Количество часов: всего – 70 часов, в неделю – 2 часа.

По учебникам линии МГУ под редакцией О. А, Климановой и А. И. Алексеева.

Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население /А. И. Алексеев. – М.: Дрофа,2011.

УМК:

1. Географический атлас. 8 кл. –М.: Дрофа, 2011

2.Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно – тематическое планирование

уроков географии

Классы 8 а, б, в.

Учитель Озерова Е.А.

Количество часов

Всего _70____ час; в неделю ___2_ час.

Административных контрольных уроков _3__ч.

Планирование составлено на основе: _ примерной программы основного общего образования по географии, рекомендованная министерством образования и науки 2005 года и государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии 2008 года.

Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население /А. И. Алексеев. – М.: Дрофа,2011.

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Тема урока

Основное содержание урока

Терминология урока

Домашнее задание

Использование ИКТ на уроке

Примечание

(8а)

4.9

1.Введение.

География как один из способов познания мира, «изучение искусства жить». Географизация современной жизни человека.

Стр.7

5.9

Раздел 1.

Пространства России.

2.Россия на карте мира.

Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы страны.

Пр.работа: Сравнение географического положения России и Канады.

Государственная территория

Территориальные воды

П.1

Презентация

11.9

3.Границы России.

Морские и сухопутные границы. Изменение их значения времени. «Проницаемость границ». Граница разъединяет или объединяет?

Пр.работа: Обозначение на контурных картах пограничных государств.

П.2

Презентация

12.9

4.Россия на карте часовых поясов.

Положение России на карте часовых поясов.

Пр. работа: Решение задач на определение поясного времени.

Поясное, декретное, летнее, зимнее время

Линия перемены дат

П.3

диск

18.9

5.Формирование территории России.

Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.

П.4

19.9

6.Географическое изучение территории России.

Основные этапы географического изучения территории России: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории.

П.5

25.9

7.Тематический контроль по разделу «Пространства России».

Объяснение сущности основных понятий и представлений раздела.

26.9

8.Обобщение и коррекция знаний по разделу «Пространства России»

Сравнение России по особенностям географического положения и размерам территории с другими странами.

2.10

Раздел 2

Природа и человек.

Тема 1.Рельеф и недра России.

9.Строение земной коры (литосферы) на территории России.

Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.

Абсолютный и относительный возраст горных пород

Геохронологическая шкала

Платформа, плита/, щит.

П.6

презентация

3.10

10.Особенности рельефа России.

Разнообразие рельефа России – разнообразие условий жизни.

Пр.работа: Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей(Восточно-Европейская равнина и Кавказ).

Нагорье

П.7

Презентация

9.10

11.Современное развитие рельефа.

Изменение в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенения и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.

Неотектонические движения

Покровное оледенение

П.8

10.10

12.Использование недр.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов.

Месторождение

Открытая разработка

Подземная добыча

Исчерпаемые ресурсы

П.9

16.10

Тема 2 Климат.

13.Общая характеристика климата России.

Влияние климата на жизнь людей. Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия – холодная страна.

Солнечная радиация

Подстилающая поверхность

П.10

презентация

17.10

14.Закономерности циркуляции воздушных масс.

Изменчивость климатических и погонных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов. Влияние размеров территории России на разнообразие климата.

Атмосферный фронт

Циклон

Антициклон

П.11

23.10

15.Распределение температур и осадков

Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.

Континентальность климата.

П.12

24.10

16.Типы климата нашей страны.

Характеристика климатических поясов и областей России. Пр. работа: Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Климатические пояса

П.13

Диск

13.11

17.Климат и человек.

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Значение прогнозирования погоды.

Коэффициент увлажнения

Агроклиматические ресурсы.

Комфортность климата.

П.14

14.11

Тема 3. Богатство внутренних вод России.

18.Реки.

Обилие рек – характерная особенность России. Река – сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки – важнейшее условие правильного использования её людьми.

Уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твёрдый сток, эстуарий.

П.15

Презентация

20.11



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019