Путешествие в космос

Цель: Закрепить знания детей о космосе, знания цифр, состав числа из двух меньших в пределах 10. Развивать: познавательные способности, логическое мышление.

Воспитывать уверенность в себе, коммуникативные навыки.

Создать веселое, радостное настроение.

Ведущий (торжественно). Здравствуйте дорогие ребята и взрослые! Мы с Вами находимся на космодроме. Через несколько минут команды юных землян займут свои места в межпланетном корабле, командир полета даст команду, ракета стремительно понесет землян по просторам космоса к неизведанной планете! Прошу команды подняться на площадку космодрома, разместиться поудобнее и начать подготовку к полету.

Под музыку команды выходят из-за кулис на сцену, рассаживаются. Зрители аплодируют в такт музыке. Музыка стихает.

Ведущий. Команды готовы к полету?

Дети. Готовы.

Ведущий. Последнее интервью перед стартом возьмет космическая журналистка ближних и дальних галактик – Луна Меркурьевна.

На сцене появляется журналистка с микрофоном.

Журналистка. Сегодня такой торжественный день. Мы присутствуем при историческом событии величайшей важности. Команды юных землян отправляются к неизвестной планете. Когда они вернуться – а это случится только через 10 лет, – станут уже взрослыми образованными людьми. Последние слова перед стартом. (Обращается к детям. Каждой команде задает по вопросу. Просит детей отвечать громко; если имеется микрофон, использует его). Что вы знаете о космосе? На какую планету вы летите? Что значит «неизведанная», как вы это понимаете? Какие ваши умении могут пригодиться вам на неизведанной планете? Что вы сделаете сразу же, как прилетите на неизведанную планету? Что вы расскажите о нашей планете и о своем детстве? (Ведущему.) Прекрасно! Команды вполне готовы к полету.

Неожиданно начинает мигать свет, звучит тревожная музыка. Из-за кулис выезжает на машине и двигается, выполняя «колесо», человек в космическом костюме. Останавливается у середины сцены, около ведущего.

Инопланетянин. Куда я попал?

Ведущий. На космодром. (Удивленно смотрит на него.) Вы пришелец из космоса?

Инопланетянин. Нет, я скорее прилетелец или прикатилец. Но если вам больше нравится называть меня пришелец, так и быть, называйте.

Журналистка. Как вы к нам попали?

Инопланетянин. Очень просто. Сначала на межпланелете прилетел на Землю, а потом прикатился сюда. На нашей планете на малые расстояния все передвигаются только так.

Ведущий. А на большие расстояния как передвигаются?

Инопланетянин. Едут на сверхскоролете.

Журналистка. Вы очень быстро передвигаетесь по земле… Ведь для вас это непривычно и , наверное трудно?

Инопланетянин. Что вы! Ведь я использовал колесо.! Это самый экономичный и удобный способ передвижения по твердой поверхности. Колесо придумали на вашей планете. Когда наши астронавты приблизились к Земле и увидели колесо, то сразу поняли, что за ним будущее. Они долго наблюдали за землянами с летающих тарелок и поняли, в чем хитрость колеса: оно круглое и очень быстро катится. Астронавты изобрели много приборов где используется колесо.

Ведущий. Где можно познакомиться с этими изобретениями?

Инопланетянин. Все, кто попадет на нашу неизведанную планету, быстро обучаются очень многому.

Ведущий. Мы как раз собираемся сейчас лететь на неизведанную планету. Вот четыре команды юных землян приготовились к полету.

Инопланетянин. Отлично! Багаж ваш готов?

Ведущий. Багаж? Конечно, космическое питание и кислород уже загружены в корабль. Разве какой-нибудь другой багаж понадобиться в полете?

Инопланетянин. Не в полете, а на планете. О! Там без багажа делать нечего. (Присаживается на куб.)

Ведущий. Что же нам делать?

Инопланетянин. Покажите ваши приглашения. Там все должно быть написано.

Ведущий, журналистка, дети. У нас нет приглашений.

Инопланетянин (детям). Охо-хо! Как называется планета на которую вы собрались лететь?

Дети. Неизведанная.

Инопланетянин (улыбается). Этих неизведанных планет знаете сколько? Весь космос забит ими. Я полвселенной облетел – знаю точно. У каждой самой неизведанной планеты есть свое имя или хотя бы номер.

Ведущий. Мы не знаем имени нашей неизведанной планеты.

Инопланетянин. Ну что мне делать с этими землянами? Колесо изобрели, а простых вещей понять не могут. Придется мне вам помочь. (Детям.) Вы очень хотите попасть на неизведанную планету?

Дети. Очень.

Инопланетянин. Нам поможет только волшебный ларец. Где мое дистанционное управление? (Достает из кармана, нажимает. На середину сцены выезжает ларец. Указывает на ларец.) Здесь имя вашей планеты и багаж.

Ведущий (детям). Вы что-нибудь поняли? Я, например, ничего не понял. В таком маленьком ларце багаж на всех?

Инопланетянин. Очень просто. Я буду задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете брать из ларца по одной букве и размещать их здесь (показывает на подставку). А потом все буквы поставите так, чтобы можно было прочитать два слова. Вот и все. (Детям.) Вы готовы к такому испытанию?

Дети. Готовы.

Инопланетянин (зрителям). Вы готовы помогать?

Зрители. Да.

Инопланетянин. Два арбитра будут решать, достоин ли ответ награды, можно ли взять букву из ларца.

Арбитры занимают свои места за столиком.

Инопланетянин. Все готовы. Тогда приглашаю одну команду на стартовую площадку.

Команда выходит и рассаживается в центра космодрома на стартовой площадке. Ведущий помогает детям занять места.

Инопланетянин. Сначала мы должны условиться о наших правилах. Задание дается всей команде. Отвечает только один – тот, кому команда поручает это. Если он будет затрудняться с ответом, поможет команда. Зрители и члены других команд должны соблюдать космическое спокойствие.

Итак, начинаем! Внимание! (Слышится звуковой «космический сигнал.) Сейчас вам покажут плакат, на котором изображены фигуры и линии. (Ведущий и журналистка вносят мольберты, ставят их так, чтобы они были видны и команде, и зрителям.) Команда внимательно рассматривает плакат одну минуту и запоминает изображенные на нем фигуры. Затем плакат убирают. Один из членов команды должен нарисовать все фигуры вот здесь, на этом чистом листе бумаги. Задание понятно?

Дети. Понятно.

Инопланетянин. Приготовились. (Снимает салфетку.) Время!

Ударами по клавише «соль» фортепиано отсчитывается 60 секунд. Последний звук саамы громкий. Он служит сигналом. Плакат закрывается.

Ведущий помогает команде выбрать игрока для выполнения задания (рисовать), организует его работу.

Инопланетянин. Один из вас приступает к работе.

Ребенок начинает рисовать. Все наблюдают за ним. Звучит тихая музыка.

Инопланетянин. Работа окончена. Все ли изображено на плакате? (Если задание полностью не выполнено, предлагает членам команды помочь завершить работу.) Задание выполнено? Прошу арбитров решить, может ли команда получить право достать из ларца букву?

Задание считается выполненным, если дети запомнили общее количество и конфигурацию фигур. Возможны ошибки в их расположении. Члены команды могут исправить ошибки. В этом случае команде дается право достать из ларца букву, которая помещается на подставке.

(Если задание не выполнено, то арбитры объявляют, что команде требуется отдых. Им будет предложено право еще раз выйти на стартовую площадку.)

Слово предоставляется арбитрам. «Заработанная» буква закрепляется на подставке табло. Команда покидает стартовую площадку и занимает свое место на сцене. Ведущий помогает детям.

Инопланетянин. Ура! Ура! Ура! Радуйтесь дети Земли! Начало положено! Заработана первая буква! Прекрасный дебют! Ваши аплодисменты! На стартовую площадку вызывается следующая команда. (Дети размещаются на стартовой площадке.) Внимательно слушайте следующее задание. (Пауза.) Я не напрасно так говорю: слушайте задание внимательно, так как хочу проверить вашу слуховую память. Сейчас я назову 10 слов, а один из членов вашей команды постарается повторить эти слова. Итак, слушайте! (Произносит слова медленно, значительно, с некоторым интервалом.) Пять, задача, равно, ноль, восемь, минус, ответ, больше, икс, пример. Кто будет отвечать?

Ребенок повторяет слова, которые запомнил. Если названы не все слова, детям предлагается дополнить его ответ.

Инопланетянин. Слово арбитрам: как команда выполнила задание? Могут ли они взять букву из ларца? Аплодисменты для вас! (Обращается к команде, хлопает в ладоши.)

Дети достают букву, закрепляют её на подставке. Ведущий и журналистка помогают поставить букву, занять места на стартовой площадке другим детям.

Инопланетянин. На стартовую площадку приглашается другая команда. Следующее задание опять на мольбертах. (Ведущий приносит мольберты.) Здесь изображены хорошо знакомые вам числа и знаки. За минуту вы должны определить: все ли числа от 0 до 10 нарисованы на плакате?

Дети рассматривают плакат (рис.4). 60 раз звучит нота «соль» на фортепиано.

Инопланетянин. Уберите пожалуйста плакат. (Плакат убирают.) Каких же чисел не было?

Дети. 2, 6, 8.

Инопланетянин. Правильно. Теперь задание такое (указывает на второй плакат с карточками). Возьмите карточки с теми цифрами, которых не было на плакате, и любе знаки. Попробуйте составить одно из выражений или примеров. Работает вся команда.

Дети должны выложить один - два варианта, например: 8-2=60; 8-6=2; 2+6=8; 2=6; 6=8; 2=8; 6>2; 2<8 и т.п.

Арбитры объявляют, что команда имеет право достать еще одну букву. Буква помещается по подставке. Звучат аплодисменты.

Инопланетянин. На стартовую площадку вызывается следующая команда. (Постепенно гаснет свет.) Что это такое? Почему наступил вечер? О, я догадался. Наверное пора сделать музыкальную паузу.

Все смотрят один – два музыкальных номера. Помощники тем временем уже принесли два стола, накрытые салфетками, и повязки для всех детей.

Инопланетянин. Сейчас команда будет работать сначала с завязанным, а потом с открытыми глазами. Попрошу вас встать в шеренгу. Когда вам завяжут глаза, первому дадут в руки предмет. Он ощупает его и передаст второму члену команды; второй – третьему и т.д.

Как только первый член команды передаст свой предмет соседу, он получит второй предмет. Опять его передаст другому ребенку, а сам получит третий предмет, потом четвертый и пятый.

Так каждый из вас по очереди с закрытыми глазами ощупает все пять предметов. После этого повязки снимут, и вы сможете обсудить, какие же это предметы. Это первая часть задания. Все понятно?

Помощники – ведущий и журналистка завязывают детям повязки на глаза. С первого стола снимается салфетка. Звучит тихая музыка. Игрушки (по одной) дают в руки первому ребенку. Зрители хорошо видят предметы и процесс ощупывания. Дети выполняют задание. После чего им объясняют вторую часть задания (рис.5).

Инопланетянин. Вторая часть задания: мы снимаем сейчас салфетку со второго стола. Вы должны среди всех предметов, находящихся на нем, найти те, которые только что держали в руках. Задание понятно? (Обращается к зрителям.) Неужели они смогут это отгадать? Сейчас посмотрим. Вы болеете за них? Все? А теперь поднимите руку: кто болеет за эту команду? (Удивленно и восхищенно.) Такая поддержка! Тогда конечно, они победят. Держите за них кулачки. (Показывает, как надо «держать кулачки», поставив один сжатый кулак на другой.) Внимание! Салфетка снимается!

Со второго стола салфетка снимается. Дети рассматривают игрушки и предметы, выбирают те, которые они ощупывали.

Инопланетянин. Арбитры, подведите, пожалуйста, итоги этого задания.

После заключения арбитров инопланетянин призывает всех поаплодировать победителям. Дети достают из ларца еще одну букву и ставят её на подставку. Ставят буквы подряд, не пытаясь сложить из них слово.

Инопланетянин. Следующее задание все команды будут выполнять одновременно. Каждая команда получит карточку. На ней изображены три ряда предметов. В одном из рядов не хватает одного предмета. Его надо выбрать из нескольких нарисованных внизу (рис. 6).

Инопланетянин и журналистка раздают командам карточки, при необходимости объясняют задание еще раз.

Ведущий тем временем предлагает все зрителям спеть песню. Звучит музыка, дети поют и выполняют несложные движения под музыку. Музыка стихает.

Каждая команда достает из ларца по одной букве за выполненное задание.

Дети устанавливают буквы на подставке.

Инопланетянин. Команды остаются на своих местах. Вопрос к зрителям: «Проголодались»? помните, в коморке папы Карло был нарисован очаг, на огне которого стоял котелок и варилось что-то вкусное. Когда Буратино хотел есть, он долго-долго смотрел на эту картину и ему казалось, что голод отступал. У нас тоже есть почти такая же картина. Даже три картины: на каждой из них нарисован торт, который надо разделить на 8 равных частей разными способами. Найдите три варианта такого деления. (На мольбертах грифельные доски.) Кто хочет попробовать? (Вызывает нескольких детей.) Приступайте!

На сцену выходят по очереди желающие, пробуют изобразить свои варианты деления торта. Если дети затрудняются в решении, им подсказывают, что части могут быть разные по форме. Совместными усилиями находят три варианта деления торта (рис.7).

Трое победителей достают букву из ларца: один открывает ларец, другой достает букву, третий ставит её на подставку.

Инопланетянин. Аплодисменты победителям! А теперь на стартовую площадку приглашается сборная команда! Что такое сборная команда? (Обращается к детям.) Конечно, в сборную команду войдут по одному игроку от каждой команды и один от зрителей. Команда сама решает, кого направить в сборную (с помощью считалки или простым соглашением.

Кто из зрителей войдет в состав сборной, решит жребий. (Достает из кармана два мешочка.) Вы знаете, что это чудесные мешочки, и сейчас мы узнаем имя члена сборной от зрителей. (Предлагает ведущему достать номер из одного мешочка, а журналистке – из другого.) Здесь (указывает на ведущего) у вас написано, в каком ряду сидит тот, кто сейчас выйдет на сцену. (Ведущий называет.) А у вас (обращается к журналистке) написан номер места. (Так определяется член сборной команды от зрителей.)

Сборная команда приглашается на стартовую площадку. Сейчас будет проведен блиц урнир: если из четырех заданных вам вопросов вы ответите хотя бы на три, то ваша сборная команда получит еще одну букву.

Первая сборная получает четыре вопроса. Если отвечает на первые три, блиц – турнир заканчивается, и дети достают букву из ларца.

Далее таким же образом составляется вторая сборная команда: по одному игроку из каждой команды выбирают с помощью считалки и одного от зрителей с помощью жребия. Вторая сборная получает четыре вопроса, на три из которых она должна ответить. «Зарабатывают» еще одну последнюю букву.

Инопланетянин. На подставке все 11 букв. Теперь мы сможем с вами узнать, как называется неизведанная планета. Как нам прочитать то, что могут подсказать нам буквы?

В обсуждении учувствуют все дети. Если они затрудняются, то можно обратить их внимание на то, что буквы написаны на разных карточках (прямоугольниках и трапециевидных). Может ли это подсказать решение? Взрослые наводящими вопросами помогают найти ответ. Дети раскладывают карточки на две группы, а затем пытаются из каждой сложить слово.

Инопланетянин. На подставке появились два слова («школа» и «знания»). Имя неизвестной планеты – школа. Именно на этой планете вы очень скоро окажитесь. Там вы многое узнаете, поумнеете, повзрослеете и вернетесь на большую землю образованными людьми. Ну а какой же багаж взять с собой на планету под названием «школа»? Конечно, этот багаж – ваши знания, которые вы получили в детском саду. Этот багаж хотя и не очень велик пока, но он пригодиться вам и с каждым годом будет все богаче и богаче. Я очень был рад познакомиться с юными, но такими умными и находчивыми землянами. Удачи вам! Вспоминайте меня и нашу встречу! На прощанье я хочу на память сделать всем маленькие подарки.

Гаснет свет, звучит музыка. Инопланетянин исчезает. На сцене – большая коробка.

Ведущий. Где же наш друг? Это что такое появилось на стартовой площадке? Давайте заглянем в коробку? (Достает письмо, читает.) «Дорогие ребята, я получил экстренный сигнал, мне надо срочно вернуться домой, на мою планету. Здесь вы найдете то, что я вам обещал». (Заглядывает в коробку.) Да, здесь подарки от космического пришельца. Давайте раздадим всем.

Члены команды помогают раздать всем подарки. Звучит в записи песня, дети и взрослые подпевают.