Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Играем в ученых»

Цель:

-дать представление о воздухе, как газообразном веществе;

-познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

-расширять и активизировать словарный запас детей;

-формировать осознанное понятие, что без воздуха погибает все живое;

-воспитывать интерес к проведению опытов (экспериментов) самостоятельно;

-формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Материал:

-карточки с символическим изображением «темы исследования»;

-визитные карточки «юные ученые»;

-камешки, вода, стаканчики, ; активированным уголь, кусочек пластмассы, краситель для воды, банка, насос- для вытяжки воздуха, веера, воздушные шары, перышки, пинцеты.

-видео и ауди релаксационный материал ( мультимидийное оборудование, музыкальный центр).

Ход занятия:

Воспитатель: Дети нас сегодня с вами ожидает небольшое путешествие в страну «Почемучка» В которой вы будите юными – исследованиями ( раздает визитки). Обратите внимание на приборы и на карточки с «темами» исследованиями, подскажите тему нашего сегодняшнего исследования? (дети рассматривают приготовленный материал, приборы, карточки)

Я подскажу, отгадайте загадку:

«Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель влезаю?» (воздух)

Дети: Это воздух!

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Воздух есть везде, мы им дышим, он есть в земле, и в небе.

Воспитатель: Правильно, воздух есть везде, он может принимать любую форму, может заполнить любое пространство. Поэтому предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Дети, а вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

(ответы детей)

Уважаемые коллеги приступим к нашим исследованиями, но для этого давайте рассмотрим карточки ( воспитатель вместе с детьми рассматривают карточки)

Итак какие методы исследования вы выбрали? (дети показывают выбранные карточки с изображением методов исследования)

Спасибо, молодцы! И так это методы:

Подумать;

Провести эксперимент;

Понаблюдать.

Приступаем к исследованию:

Опыт с камешками:

Воспитатель: Возьмите в руки камешки и сожмите их, что вы ощущаете, какой он?

Дети: твердый, крепкий, шершавый.

Воспитатель: А попробуйте взять в руки воздух и сжать его, что получилось?

Дети: Не получается.

Воспитатель: Делаем вывод: воздух не твердое тело!

Опыт с водой:

Воспитатель: Возьмите стаканчики с водой – понюхайте, попробуйте. Какая вода?

Дети: Прозрачная, без запаха, жидкая.

Воспитатель: Попробуйте вылить ее в таз, что умеет вода?

Дети: Вода течет, журчит.

Воспитатель: А воздух имеет такие свойства?

Дети: Нет.

Воспитатель: Делаем вывод: воздух не жидкий, а раз он не жидкий и не твердый, значит он газообразный – газ. А газ , дети невидим, а как же тогда его можно обнаружить?

Опыт с веером.

Воспитатель: Возьмем веер и помашем возле лица, что вы чувствуйте?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Значит, воздух движется, и мы его ощущаем.

Физкультминутка:

(дети имитируют движения)

Ветер дует нам в лицо, машут руками в лицо

Закачалось деревцо, качают поднятыми руками

Ветер тише, тише, тише медленно приседают

Деревцо все выше, выше подпрыгивают с поднятыми руками

Воспитатель: Итак, воздух есть везде, продолжаем наше исследование:

Опыт с активированным углем:

Воспитатель: Возьмите пинцетом активированный уголь и положите его в стакан с водой, что вы увидели?

Дети: пошли пузырьки.

Воспитатель: Это значит мы видим с вами, что есть воздух.

Умницы, а сейчас продолжим наше исследование

Опыт с перышками:

Воспитатель: Возьмите перышки и подуйте на них, что получилось?

Дети: Перышки полетели.

Опыт с насосом

Воспитатель: Посмотрите внимательно на банку, я кладу в нее маленькие кусочки бумаги. Закрываю крышкой, у крышки есть фиксатор через который я сейчас откачаю воздух- обратите внимание листочки лежат неподвижно, но стоит мне немного приподнять фиксатор и о чудо они летают. Почему?

Дети: Воздух помогает им двигаться.

Воспитатель: Воздух приводит в движение предметы ,воздух – ветер имеет различную скорость движения.

Дети, а зачем нам нужен воздух?

Дети: Мы дышим воздухом.

Воспитатель: Совершенно верно! Уважаемые коллеги, мы провели ряд исследований и убедились, где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Узнали главное назначение воздуха. Давайте послушаем и убедимся, что мы действительно дышим воздухом и он нам необходим. Может вы предложите свои опыты?

Итак, может, ли человек, животные, растения жить без воздуха?

ВЫВОД: БЕЗ ВОЗДУХА ЖИЗНИ – НЕТ!

Скажите, дети, а что является «легкими» нашей планеты?

Дети: цветы, деревья, лес!

Воспитатель: Верно! Спасибо вам за работу и за сотрудничество. Мне было приятно с вами общаться!