МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»(ФГБОУ ВПО ргау – МСХА имени К.А. Тимирязева)

Гуманитарно-педагогический факультет

Кафедра государственного и муниципального управления

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Дисциплина «Устойчивое развитие территорий»

Тема: «Управление муниципальной собственностью (на примере Костромского муниципального района)»

Выполнил: студент IV курса 404 группы

Гуманитарно-педагогического факультета

Рыбкин Александр Михайлович

Руководитель: Старший преподаватель

Морозова Софья Ильинична

Защитил Оценка

«___»____________ 20_г. ___________________

Москва 2014г.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и особенности социальной политики органа муниципальной власти

1.1. Характеристика моделей социальной политики

1.2. Функции социальной политики

Глава 2. Особенности социальной политики в современной России

2.1. Социальная политика РФ

2.2. Анализ направлений социальной политики г. Москвы

Глава 3. Пути и проблемы развития социальной политики органа муниципальной власти (управа района Отрадное)

2.1. Общая характеристика региона – район Отрадное г. Москвы

2.2. Проблемы и перспективы развития социальной сферы района Отрадное г. Москвы

Заключение:

Список литературы :

Приложение :

Введение:

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

Результатом эволюции ряда факторов, в которые входят экономические, правовые, религиозные и т.п., а также традиции, является с одной стороны социальной моделью, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу, с другой – результатом осознанного выбора.

Однако, в каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Социальная политика должна включать в себя следующие задачи: обеспечение стабильности жизненного уровня общества и недопущение массовой бедности, снижение уровня безработицы и финансовое обеспечение безработных, стабилизация уровня реальных доходов населения путем применения антиинфляционных мер с последовательной индексацией доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).

Формами социальной защиты являются:

1) система социального страхования;

2) система пенсионного обеспечения;

3) система выплаты пособий и компенсаций;

4) система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

Цель курсовой работы – всестороннее изучение социальной политики.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и особенности социальной политики органа муниципальной власти;

- изучить пути и проблемы развития социальной политики органа муниципальной власти (управа района Отрадное)

Теоретическую базу исследования курсовой работы составляют источники научной и учебной литературы в области проблемы исследования.

Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Понятие и особенности социальной политики органа муниципальной власти:

1.1. Характеристика моделей социальной политики:

Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением “социальная политика”. Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Модели социальной политики:

1. Государственный патернализм

Патернализм (от лат. paternus – отцовский – pater – отец), покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. В развитых зарубежных государствах патернализмом в трудовых отношениях называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей. Направлен на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов. В международных отношениях термин “патернализм” использовался для обозначения опеки крупных держав над более слабыми государствами, колониями, подопечными территориями.

То есть патернализм распространяется на межгосударственные отношения, и включает в себя взаимопомощь, поддержку, субсидии, между странами.

Без государственного патернализма не может существовать никакое общество – государство и возникло как система, обязанная наделять всех подданных или граждан некоторыми благами на уравнительной основе (или с привилегиями некоторым группам, но с высоким уровнем уравнительности). К таким благам относится, например, безопасность от целого ряда угроз. Богатые сословия и классы могли в дополнение к своим общим правам прикупать эти блага на рыночной основе (например, нанимать охрану или учителя), но даже они не могли бы обойтись без отеческой заботы государства. Государственный патернализм – это и есть основание социального государства, каковым называет себя Российская Федерация.

Формы государственного патернализма определяются общим социальным порядком и культурой общества. Они специфичны в разных цивилизациях. Например, хлеб как первое жизненное благо уже на исходе Средних веков даже на Западе был выведен из числа других товаров, и торговля им перестала быть свободной. Она стала строго регулироваться властью. В XVI веке в каждом крупном городе была Хлебная палата, которая контролировала движение зерна и муки. Дож Венеции ежедневно получал доклад о запасах зерна в городе. Если их оставалось лишь на 8 месяцев, выполнялась экстренная программа по закупке зерна за любую цену (или даже пиратскому захвату на море любого иностранного корабля с зерном – с оплатой груза).

2. Либеральная модель

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Отдельные составляющие либеральных доктрин приобретают большую или меньшую значимость в зависимости от конкретных обстоятельств. И хотя теории политического или экономического либерализма опираются на соответствующие онтологические концепции, они имеют, и свои собственные обоснования и потому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга.

Северная Атлантика стала местом зарождения либеральной теории. Изначально она была той единой школой общественной мысли. Существовали значительные различия между английскими, американскими и французскими либеральными традициями, которые складывались примерно в одно и то же время, но базировавшихся на разных теоретических источниках. Данное обстоятельство является даже более важным, потому как на кон было поставлено решение различных исторических задач. Со временем либеральные идеи были внедрены в других странах, в том числе в Россию, тем не менее, распространение этих идей сопровождалось заметной трансформацией, потому как изначально данные идеи были даны в качестве ответов на вопросы, которые ставились в совершенно ином историческом контексте. В этой связи, рассуждая сегодня о либеральной теории, необходимо учесть те национальные особенности, которыми она обладала в разных странах мира.

На современном этапе идеи либерализма продолжают свое развитие на Западе, где традиции либеральной философии существуют уже столетия. Как и прежде идеи подвергают критике, опровержению и повторным доказательствам. В последние годы все чаще звучат высказывания о том, что либеральная традиция – скорее миф, нежели реальность, что она эклектична, что составляющие ее теории противоречат друг другу, а использовавшиеся ею способы аргументации несостоятельны, и потому задача современных философов – “защитить историческое наследие либеральной практики от крайностей чересчур либеральной идеологии”. Впрочем, у этой точки зрения есть и противники, которые утверждают, что либерализм и в конце ХХ в. играет важную роль в обосновании ценностей западного общества и решении его проблем, и что даже если, вопреки долго бытовавшему предрассудку, не существует либерализма как единой и последовательной традиции, он может и должен быть реконструирован.

Либерализм – определенная часть политического спектра, представленная приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен. В России практике данный смысл слова “либерал” верно понят: в определенной степени сказывались особенности дореволюционного русского либерализма, последовательно влиявший на представление о тесной взаимосвязи либеральных ценностей и “либеральных”, то есть постепенных, умеренных, опирающихся на право методов их осуществления. Тем не менее существенную роль сыграла радикальная критика либерализма, которая прочно закрепила за ним ярлыки, вызывавшие пренебрежительное отношение.

Само понятие “либерализм” трактуют в качестве определенного типа политической практики и институтов, который включает в себя религиозную терпимость и свободу дискуссий, ограничение вмешательства государства в частную жизнь, конституционное правление, опирающееся на разделение властей и свободные выборы, а также экономику, основанную на частной собственности, рынке и свободе контракта.

В этой связи, “либеральными” называют те политические силы, которые настаивают на развитии такой практики и институтов. Данные институты в странах Запада складываются, начиная с XVII в. (а в некоторых аспектах – и раньше), отчасти под влиянием либеральных (но также и консервативных, социалистических и др.) идей, и варьируются в широких пределах.

Основные ценности и принципы либеральной демократии сегодня признаются практически всеми странами мира, в которых либеральная демократия давно стала обычной реальностью. Критика исходит только от крайне правых и крайне левых. Либерализм здесь “победил”, хотя и ценой утраты собственной идентичности: в современных условиях ему трудно предложить оригинальную программу, которая могла бы выгодно его отличать от других политических течений. Из идеологии он превратился в мета-идеологию, некую сумму принципов, определяющих рамки и правила идеологической и политической коммуникации. Вместе с тем, там, где имеется опыт либеральной политики, требуются какие-то специфические основания, чтобы называть себя либералом. По словам Е.Шацкого, хотя точного определения либерализма нет нигде, однако, там, где он “имеет долгую историю, этот недостаток восполняется прецедентами и стереотипами, которые мешают людям использовать либеральную концепцию для обоснования чего угодно. Здесь менее склонны включать в нее все, что не является государственным социализмом или сводить либерализм к капитализму как таковому”.

1.2. Функции социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики:

Первой из главных её функций является обеспечение социальной устойчивости населения и его социальной безопасности. В разных обществах преобладает своя социальная структура, она может подвергаться качественным изменениям на протяжении всей истории одного и того же общества под воздействием революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства – бывший канцлер ФРГ Вилли Брандта писал:

…История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.

… Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство….Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины…

По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической политики – нахождение властями подходящего “подхода к массе”. Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс. Социальное рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальное партнёрство. Социальная политика “шоковой терапии” погружает массы в режим выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда – обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.

Второй основной функцией социальной политики является обеспечение политической устойчивостью власти. Данная устойчивость достигается разными путями, в зависимости от типа общества и его исторической принадлежности. Однако суть всегда сводилась к такому распределению, при котором реальное участие социальных групп (и классов) в политических решениях, удерживало доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В обратном случае изменяется классовый тип власти, что приводит к революционным преобразованиям. Эти преобразования так же направлены на обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третьей основной функцией социальной политики является обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), при котором бы признавалось большинством голосов справедливость, не требующая борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики – налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Пятая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

Глава 2. Особенности социальной политики в современной России

2.1. Социальная политика РФ

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 “Об основных целях и нормах социальной политики”. В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: “Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. В пункте 2 говорится: “В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: “Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы”. В статье 39, пункте 1 говорится: “Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом”. В статье 41, пункте 1 записано: “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь”. Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

Решающее значение для реализации системы социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ, несмотря на многочисленные декларации о “социально ориентированной экономике” и “социальном государстве”. В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; “запас прочности” отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Проводимая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, определяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) – установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех предприятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Согласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а минимальная заработная плата – 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная заработная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходимо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она составляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. минимальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

За годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции – 1090 евро, Великобритании – 980 евро, Словакии – 148 евро, Литве – 125 евро, на Украине – 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, – наиболее нуждающаяся в социальной защищенности и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по народному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выплаченной им пенсии – 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный.

Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уровень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

2.2. Анализ направлений социальной политики г. Москвы

Со времени вступления в силу в 2005 г. Федеральных законов №122-ФЗ от 22.08.2004 г., №199-ФЗ от 29.12.2004 г. и нового Жилищного кодекса основные полномочия в сфере социальной защиты населения были делегированы органам государственной власти субъектов РФ. В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации основных социальных программ. Власти регионов имеют законодательно закрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения, существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи, как адресного, так и категориального характера. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан пожилого возраста, семей с детьми, малообеспеченных граждан и других социально уязвимых групп населения, а также предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Полномочия по социальной поддержке граждан были перераспределены таким образом, что социальные обязательства субъектов РФ резко расширились и вынудили их изыскивать дополнительные средства в бюджете.

Москва, наряду с другими регионами с наибольшей бюджетной обеспеченностью в РФ, оказалась в наименее уязвимом положении. Душевые доходы московского бюджета почти двукратно превышают средние по регионам страны. Столица также лидирует среди всех субъектов РФ по уровню финансирования социальных программ: в консолидированном бюджете города душевые расходы по разделу “Социальная политика”, составили 9 462 руб., или 163% от среднероссийского значения (с поправкой на коэффициент стоимости жизни в регионах). В Москве реализуется масштабная система социальной поддержки с высокими душевыми расходами на социальную политику. Однако в отсутствие серьезной проблемы бюджетных ограничений, тем не менее, перед региональными властями встает проблема целесообразности расходования средств. Степень эффективности системы социальной защиты граждан, т.е. ее способности предоставлять значимую социальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения, оказывается зависимой от выбора приоритетов развития. Основные направления реализации социальной политики в Москве являются предметом дальнейшего рассмотрения.

Весьма информативным источником данных для анализа может служить “Комплексная программа мер социальной защиты жителей г. Москвы” (далее Программа). В этом документе, ежегодно принимаемом Правительством Москвы на предстоящий год, приводится развернутый план финансирования мер социальной защиты населения, реализуемых Комплексом социальной сферы города. Он включает в себя мероприятия по всем основным направлениям социальной политики: жизнеобеспечение (в том числе соблюдение минимальных социальных гарантий в отношении доходов населения), образование, здравоохранение, сфера культуры и досуга, поддержка безработных, сфера жилищной политики и коммунального обслуживания.

Меры социальной поддержки, предусмотренные в Программе, почти целиком – на 98% – финансируются из городского бюджета, а оставшиеся 2% покрываются средствами государственных внебюджетных фондов и трансфертами из федерального бюджета. В 2011г для реализации всего комплекса мер социальной поддержки жителей г. Москвы было предусмотрено 466 868,6 млн. руб., из которых 457 715,3 млн. руб. должен был профинансировать городской бюджет. Для сравнения: в 2010 г. на реализацию Программы было заложено в 1,5 раза меньше средств – 325 230 млн. руб.

Согласно Программе, приоритетами социального обеспечения Правительство Москвы считает:

- денежные выплаты и льготы различным категориям населения,

- поддержку малообеспеченных семей,

- реализацию мер по стимулированию рождаемости и социальную поддержку семей с детьми,

- дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты для удовлетворения потребностей населения в социальных услугах.

По структуре расходов, заложенных в Комплексной программе, можно проанализировать, каким группам населения и в какой форме в Москве оказывается социальная поддержка. Для этого статьи расходов Программы были рассмотрены с точки зрения таких параметров, как:

- возрастная группа получателей;

- форма социальной поддержки;

- принцип предоставления социальной поддержки (адресный или категориальный).

Социальная поддержка различных возрастных групп. Исследования социально-демографического профиля бедности в России показывают, что риски и глубина бедности сильно дифференцированы для разных групп домохозяйств. Самому высокому риску бедности (около 80%) подвержены семьи с детьми, тогда как среди семей пенсионеров бедных менее трети и дефицит доходов в этой группе не столь значителен. Самый общий вывод, который напрашивается исходя из этих результатов: меры социальной поддержки для семей с детьми должны быть приоритетной частью в структуре социальных расходов.

Однако в Москве сложилась иная ситуация: в условиях высокой стоимости жизни (коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров в Москве в 2011 г. был равен 145% от среднероссийского уровня.) и низкой чувствительности к ней уровня пенсионного обеспечения, регулируемого федеральным, а не региональным законодательством, повышенным риском бедности отличаются пенсионеры.

Рассмотрим, каким образом в системе социальной защиты Москвы распределяются средства на программы, адресованные следующим социально-демографическим (возрастным) группам:

- детям и семьям с детьми;

- молодежи;

- гражданам пожилого возраста.

Важно отметить, что в некоторых статьях расходов невозможно однозначно определить, какова возрастная структура получателей этих мер социальной поддержки. Самые крупные и социально значимые из них – это “Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пассажирском транспорте” и “Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ”.

Наименьшую социальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальной поддержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80% всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержке молодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам, материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работу впервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.

Дифференциация форм социальной поддержки. Система социальной защиты нацелена на поддержание уровня и качества жизни граждан, оказавшихся в ситуации социальных рисков. Социальная поддержка предоставляется населению посредством:

- выплаты пенсий и пособий страхового и не страхового характера;

- предоставления не денежных трансфертов;

- оказания социальных услуг.

Для того чтобы проанализировать, финансирование каких форм социальной поддержки преобладает в Москве, мы разделили все статьи расходов на три группы:

- все денежные выплаты: пособия, компенсации, стипендии и другие виды материальной помощи;

- услуги учреждений социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий;

- социальные льготы (частичное или полное освобождение от оплаты определенных товаров и услуг).

Наиболее затратной формой социальной поддержки является оплата стоимости товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Москва относится к тем регионам РФ, которые минимизировали замену льгот денежными компенсациями, предложенную в Федеральном законе №122-ФЗ. Более того, в Москве некоторые натуральные льготы (например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте) были сохранены не только для региональных категорий льготников, но и для всех пенсионеров. Наибольший объем поддержки московские льготники получают при пользовании льготами на проезд и оплату услуг ЖКУ.

Максимальные финансовые ресурсы в Комплексе социальной сферы Москвы потребляют учреждения социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий. Расходы на социальные услуги по объему сопоставимы с расходами на предоставление льгот (с учетом жилищных программ), а в структуре затрат составляют более четверти. Однако в городе сложился дефицит социальных услуг для детей (в дошкольных образовательных учреждениях) и пожилых.

Что касается социально-демографического состава получателей натуральных трансфертов, то его можно оценить только по неполному перечню льгот, т.к. расходы на реализацию крупнейших по стоимости льгот по оплате ЖКУ и проезда в общественном транспорте даны в совокупном виде. Остальными льготами, не учитывая этих, дети и семьи с детьми в Москве пользуются даже более обширно, чем старшее поколение: стоимость льгот для первых в 1,3 раза больше, чем для вторых. Самые масштабные по затратам “детские” льготы касаются предоставления бесплатного питания школьникам и обеспечение их учебниками, а также оздоровительных мероприятий для детей.

Соотношение адресных и категориальных программ. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда важнейшей целевой группой программ социальной защиты должно быть бедное население, оценка степени адресности играет ключевую роль в анализе приоритетов и эффективности социальной поддержки.

Поскольку различия в адресности проявляются в основном в предоставлении льгот и денежных выплат, в данной классификации учитывались только эти две формы социальной поддержки, а социальные услуги не рассматривались. Более того, предварительный анализ показал, что пользование социальными услугами, совершенно не зависит от уровня дохода, т.е. в Москве не существует каких-либо специальных социальных услуг для малообеспеченного населения.

Снижение уровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена Правительством Москвы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этой цели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:

- ежемесячные пособия, гражданам, имеющим детей до 16 (18) лет;

- компенсационные доплаты неработающим пенсионерам и инвалидам;

- жилищные субсидии.

На выплату детских пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств, выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программа ежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в других регионах.

Основными пользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четверти расходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кроме денежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральная помощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрах социального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен – около 4%.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода.

Объемы финансирования и масштабы охвата свидетельствуют о том, что адресные программы для граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритет региональной социальной политики. В отличие от большинства субъектов РФ, которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищными субсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако в городе нет программы государственной социальной помощи, которой могли бы воспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категории пенсионеров или семей с детьми.

Таким образом, проведенный анализ структуры расходов в “Комплексной программе мер социальной защиты жителей г. Москвы”, позволил выявить основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.

К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан в Москве относятся:

Комплекс социальных программ, способствующих снижению затрат населения на оплату жилья и коммунальных услуг.

Минимальная монетизация натуральных льгот при расширенном перечне льготных категорий граждан, социальная поддержка которых относится к полномочиям региональных органов государственной исполнительной власти.

Программы для малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируются наряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными на категориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программ по охвату получателей и объему ресурсов – поддержка доходов неработающих пенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системе пенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы на компенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются и существенно превышают суммы выплат семьям с детьми.

Преимущественный доступ представителей старшего поколения к денежным трансфертам и натуральным льготам при меньшем участии в них детей и семей с детьми. Последние являются основными пользователями социальных услуг (в основном образовательных), предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболее дорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку, которая концентрируется в сфере получения профессионального образования.

Глава 3. Пути и проблемы развития социальной политики органа муниципальной власти (управа района Отрадное)

2.1. Общая характеристика региона – район Отрадное г. Москвы

Отрадное – район в Москве, расположенный в Северо-Восточном административном округе, а также соответствующее ему одноимённое внутригородское муниципальное образование.

Гербовая эмблема района утверждена распоряжением префекта № 1331 от 29 июня 2000 года

Местность, которая сегодня носит название Отрадное, известна очень давно как село Владыкино с окрестностями. Она граничила с крупными населенными пунктами: на севере – с селом Бибирево, на востоке – с селом Медведково, на западе – с селом Петровское, на юге – с селом Марфино. Село Владыкино располагалось в окружении лесов на обоих берегах реки Лихоборки и было известно по письменным источникам с 1551 года как Вельяминово, принадлежавшее царскому роду Шуйских. В селе была ветхая церковь Николая Чудотворца. Также известно, что жителям жилось плохо, и они уходили в другие места. Некоторое время в 1620-х годах Вельяминовым владел князь Дмитрий Пожарский, знаменитый герой освободительной войны. Однако когда вернулся из польского плена Иван Шуйский, ставший начальником Сыскного приказа, село было возвращено ему. На радостях старый хозяин велел построить в Вельяминово деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, перестроенную в камне в 1859 году и действующую поныне. Шуйский умер, наследников не оставив, и спустя несколько лет во владение селом вступил ещё один весьма заметный персонаж в русской истории: патриарх Никон. По легенде отцу церковных реформ и большому ценителю церковных красот очень понравились вельяминовские палисадники с великолепными цветами. Село стало называться в честь православного владыки – Владыкино. В 1722 в судьбе Владыкино появилось ещё одно достаточно известное духовное лицо: ярый сторонник петровских реформ, архиепископ Псковский и Новгородский Феофан Прокопович. В 1728 в селе открылась пивоварня, а потом даже стали производить невиданные до той поры приборы – барометры. После смерти Феофана Прокоповича в 1736 Владыкино вплоть до революции перешло под опёку государственной казны и встало в ряд множества похожих друг на друга сёл в пригороде Москвы. После строительства кольцевой железной дороги оно разделилось на Новое Владыкино и Старое Владыкино. Так оно было представлено ещё на карте Москвы 1940 года. На карте Москвы 1968 года эта местность уже представлена как район Москвы Владыкино.

С конца XIX века на территории села Владыкино находилась усадьба-имение Петровской сельскохозяйственной академии. Среди первых владыкинских дачников была семья будущей знаменитой драматической актрисы М. Н. Ермоловой. На кладбище возле церкви Рождества Богородицы похоронили её родителей, сестёр, а в 1928 по завещанию и саму первую народную артистку РСФСР. Правда, в 1969 при строительстве Алтуфьевского путепровода кладбище срыли, и прах Ермоловой перенесли на Новодевичье.

Позже на территории района на северном берегу Лихоборки располагался совхоз сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева “Отрадное”, имя которого и носит сейчас район. В начале 80ых годов XX века яблоневые аллеи были вырублены, а на месте полей появились улицы Хачатуряна, Каргопольская и Санникова, на них были построены многоэтажные панельные дома. Последние деревья яблоневого сада можно ещё встретить и сегодня в некоторых дворах на ул. Отрадная и ул. Хачатуряна и около территории МИТа. В районе Сигнального проезда находилось учебно-опытное хозяйство “Отрадное”.

В 70-е годы началась массовая застройка района многоэтажными домами, Отрадное стало типичным спальным районом. В 1975 году в связи со 150-летием восстания декабристов улицам “Отрадного” присвоены имена некоторых из них – Пестеля, Бестужевых. Центральная улица района – Улица Декабристов. Район делила железная дорога проходившая параллельно улице Декабристов от Института пути что в Свиблове до станции Бескудниково. Ветку демонтировали в конце 80-х годов в связи с строительством станции метро “Отрадное” и новых жилых домов на четной стороне улицы Декабристов.

Последние деревянные частные дома бывшего села Владыкино, расположенные в начале Алтуфьевского шоссе на его нечетной стороне были снесены (часть из них сгорела) в 1980 году, а на их месте были построены 12-этажные и 16-этажные панельные дома семейного общежития ГУВД Москвы. О несуществующем селе и его исчезнувших улицах, напоминали лишь автобусные остановки “Нововладыкино” и “Вычегодская улица”, которые лишь в конце 80-х годов XX века были переименованы, соответственно в Гостиница “Восход” и “Алтуфьевское шоссе,12″

В Отрадном на улице Хачатуряна возведен комплекс традиционных религий, который включает в себя: мечеть “Ярдэм”, православный храм святого Николая Мирликийского и часовню святого великомученика Пантелеимона-целителя, учебно-административный комплекс, синагогу, заложен первый камень буддийского храма.

Строительство мечети началось осенью 1996 года по инициативе и за счет Благотворительного фонда развития татарского духовного наследия “Хиляль”, религиозного объединения мусульман “Ярдэм” и частных лиц. Её открытие состоялось в сентябре 1997 года. Архитектура мечети, построенной из красного кирпича – с двумя минаретами, напоминает стиль мечетей Средней Азии. По состоянию на март 2009 года это одна из четырёх московских мечетей.

Для обслуживания малообеспеченных категорий населения в районе работают Центр социального обслуживания населения “Отрадное”, Муниципальное управление социальной защиты населения.

По численности населения район занимает четвёртое место в Москве. Отрадное в рамках сохранения традиций русской культуры поддерживает и развивает связь с городом-побратимом Каргополем Архангельской области, принимает творческие коллективы области, организовывает выставки художников – мастеров народных промыслов. На территории района на Каргопольской ул. мастерами деревянного зодчества возведён деревянный Храм Святителя Николая.

Согласно данным “Гринпис”, жители района “Отрадное” подвергаются вредному воздействию выбросов мусоросжигающего завода (спецзавода № 2), расположенного на Алтуфьевском шоссе, 33а, на границе с районом, Между тем бывший мэр Москвы Юрий Лужков заверял, что столичные мусоросжигающие заводы вполне безопасны для людей.

В районе построены две станции метро (“Отрадное” и “Владыкино”), стадион, пять фонтанов.

В районе находится одно высшее учебное заведение, 22 общеобразовательных школы и 25 детских дошкольных учреждений.

Работает детская музыкальная школа № 28 им. А. Т. Гречанинова, музыкально-эстетический центр “Аллегро”, детско-юношеский центр “Отрадное”, театр-студия “Мел” и “Театральная студийная мастерская” на Олонецкой улице.

На западе района расположена платформа Дегунино Московской железной дороги. В непосредственной близости от района – платформа Окружная Московской железной дороги. Обе платформы расположены на Московско-Савёловском направлении, имеется беспересадочное сообщение на Смоленское (Белорусское) направление.

Кроме того, недалеко от района расположены плафтормы Петровско-Разумовское (в 1062 метрах) и НАТИ (в 1419 метрах) Московско-Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.

По территории района ранее проходила Бескудниковская железнодорожная ветка. Имелись платформы Слободка и Отрадное (одно время бывшая также станцией).

2.2. Проблемы и перспективы развития социальной сферы района Отрадное г. Москвы

В промышленности несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.

Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.

Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует накопления основного капитала с физическим и моральным износом. На снижение конкурентоспособности и увеличение производственных расходов влияет и наличие на балансе предприятий значительных объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом.

В то же время не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной продукции потребительского назначения.

Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа – 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.

Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере.

Наметилась перегрузка в школах, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в среднем по России.

На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 23 объектов образования, не завершено строительство более 6 объектов.

Состояние материальной базы учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).

Не развивается должным образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, не создается необходимая материально-техническая база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующие социально-реабилитационные учреждения для детей, страдающих отклонениями в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Решение перечисленных проблем в социальной сфере требуют комплексного программного подхода.

На первом и втором этапах предусматривается достижение целей и решение задач, обеспечивающих успех Программы в целом:

– проведение необходимых институциональных преобразований и совершенствование нормативной правовой базы для обеспечения свободы и доступности экономической инициативы, создания среды для равной добросовестной конкуренции предприятий всех форм собственности;

- формирование инвестиционного потенциала для обеспечения устойчивого экономического роста;

- отработка новых механизмов финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет федерального и местного бюджетов.

На указанных этапах предстоит осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных и методических документов, обеспечить информационно-аналитическое сопровождение для контроля регулирования социально-экономического развития, организовать управление реализацией Программы.

Наряду с этим предусматривается осуществление программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью. Это позволит создать необходимые предпосылки для динамичного наращивания инвестиционно-финансового потенциала республики – основы последующего финансирования инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в рамках Программы на следующем этапе.

На третьем этапе реализации Программы за счет предпосылок, созданных на первом и втором этапах, роста инвестиционного потенциала и привлекательности республики для инвесторов продолжится реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности.

Институциональные и законодательные преобразования должны быть направлены на:

- организация открытых и стабильных правил экономической деятельности, которые бы стимулировали предпринимательскую инициативу;

- выравнивание условий конкуренции и действенную антимонопольную политику;

- дебюрократизацию экономики: определение и систематизация регулирующих функций властей, уменьшение влияния административных методов на предпринимательскую деятельность;

- повышение эффективности управления имуществом государства;

- развитие финансовой инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст