МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов отделения управления и экономики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации адресованы прежде всего студентам отделения управления и экономики для оказания помощи при подготовке и защите курсовых и дипломных работ, а также начинающим преподавателям для организации научного руководства работой студентов. Методология подготовки и защиты научных работ может быть использована студентами и других специальностей.

В методических рекомендациях с системных позиций описывается процесс подготовки студентами научных работ, приводятся образцы оформления заданий на дипломную и курсовую работы, графика написания и оформления дипломной работы, плана дипломной работы, титульных листов к курсовой и дипломной работе, содержания, списка использованной литературы. Для преподавателей приводятся формы отзыва и рецензии на дипломную работу, примерной структуры доклада при защите работы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области будущей профессиональной деятельности.

Дипломная работа – это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения в колледже и имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении комплексных производственных задач, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

Дипломная работа выполняется, как правило, на месте преддипломной практики студента, либо по специальному заданию научного руководителя. Наибольшую ценность имеют дипломные работы, содержащие конкретные предложения, внедрение которых будет способствовать повышению эффективности деятельности хозяйственных структур.

Написание работы осуществляется в соответствии с календарным графиком (Приложение 3), в котором устанавливаются конкретные сроки выполнения отдельных этапов работы, сроки сдачи готовой работы и ее защиты. Контроль за выполнением графика осуществляется руководителем дипломной работы. Ход подготовки дипломных работ систематически заслушивается на заседаниях предметно-цикловой комиссии.

При выборе курсовой работы обычно руководствуются тем, чтобы собранный материал и полученные результаты можно было использовать при подготовке дипломной работы.

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из следующих последовательно выполняемых этапов:

Выбор темы и согласование ее с научным руководителем.

Подбор литературы.

Оформление организационных документов по написанию работы (задания на курсовую и дипломную работы; плана курсовой и дипломной работы; графика написания и оформления дипломной работы).

Изучение требований к оформлению работы.

Изучение подобранной литературы.

Написание работы.

Завершение работы и представление ее руководителю.

Разработка тезисов для защиты.

Защита работы.

При выборе темы студент руководствуется примерным перечнем тем дипломных и курсовых работ, утвержденным ПЦК. Студент может предложить свою тему дипломной работы, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучается. Самостоятельно предложенную тему необходимо согласовать с ПЦК.

После издания приказа о закреплении тем дипломных работ за студентами и назначении руководителей, студенту выдается «Задание на дипломную работу» (Приложение 1, Приложение 2). После издания приказа и выдачи задания темы дипломных работ изменению не подлежат.

Объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц печатного текста с полуторным межстрочным интервалом. Объем дипломной работы не должен превышать 60 – 70 страниц печатного текста с полуторным интервалом. В этот объем не включаются приложения и список литературы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работа должна иметь:

Титульный лист (Приложение 5, Приложение 6).

Задание на работу.

Содержание (Приложение 7).

Текст работы, состоящий из введения, глав и параграфов для дипломной работы или вопросов для курсовой работы и заключения;

Список литературы и источников (Приложение 8).

Перечень принятых сокращений (если необходимо).

Перечень принятых терминов (если необходимо).

Приложения.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Общие требования

Работа выполняется на белой бумаге формата А4. Текст печатается на одной стороне листа. При оформлении полей следует соблюдать требования ГОСТ Р 6.30-2003: левое поле – не менее 20 мм; верхнее – 20 мм; правое – 10 мм; нижнее – не менее 20 мм.

Все страницы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. На следующем листе (задании) указывается цифра 2. Номер страницы ставится на середине верхнего поля. Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы (приложения нумеруются отдельно).

Рекомендуется при наборе текста использовать шрифт № 14 Times New Roman. Интервал между строк – полуторный; интервал между заголовком и текстом обеспечивается пропуском одной строки (Enter). Текст необходимо выравнивать по ширине и разбивать на абзацы. Каждый абзац начинается с отступа 1,25 см.

Главы в дипломной и вопросы в курсовой работах должны нумероваться в пределах всей работы порядковыми номерами, проставляемыми арабскими цифрами с точкой.

Параграфы каждой главы дипломной работы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы.

Номер параграфа в дипломной работе состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой.

В дипломной работе наименование глав, а в курсовой работе наименование вопросов записывается в виде заголовков прописными буквами с выравниванием по центру текста и полужирным начертанием.

Наименования параграфов записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) с выравниванием по центру текста и обычным начертанием (не полужирным, не курсивным и без подчеркивания). Переносы слов в наименованиях глав, параграфов и вопросов не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят (за исключением случаев, когда наименование главы, параграфа или вопроса состоит из двух предложений, разделенных точкой).

В дипломной работе каждую главу, а в курсовой работе каждый вопрос следует начинать с новой страницы (это не относится к параграфам).

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. В приложения могут быть включены:

Материалы, дополняющие дипломную работу;

Формулы и расчеты;

Таблицы вспомогательных цифровых данных;

Иллюстрации вспомогательного характера и др.

Приложения оформляются как продолжение работы после библиографического списка. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его обозначения (1, 2, 3 и т.д.). Приложение должно иметь заголовок, который записывают строчными буквами (кроме первой прописной) с выравниванием по центру текста и обычным начертанием.

Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы.

Литература группируется в списке в следующем порядке:

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности;

Ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;

Источники статистических данных в хронологической последовательности;

Документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

Книги и статьи на русском языке – в алфавитном порядке;

Книги и статьи на иностранном языке – в алфавитном порядке;

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы. Следует помнить, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности той или иной организации по исследуемому вопросу, структурного подразделения и обосновании предложений по решению этих проблем.

Во введении Вам следует обосновать выбор темы, раскрыть актуальность темы, указать цели и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить предмет и объект исследования, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать использованные приемы и методы исследования (наблюдение, сравнение, и т.п.) указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Введение в дипломной работе должно быть по объему 6-8 страниц, а в курсовой работе – 2-3 страницы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в литературе, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации.

После доказательства актуальности выбранной Вами темы следует перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения путей решения.

На основании сформулированный целей определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.)

Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, т.к. описание их решения должно составить содержание глав дипломной и вопросов курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и вопросов часто рождаются из формулировок задач работы.

С практической значимостью работы неразрывно связано такое понятие, как научная новизна. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести организации, предприятию, структурному подразделению для повышения эффективности своей деятельности.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть реализованы при издании различных учебно-методических материалов, в практике деятельности организаций, предприятий, структурных подразделений.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их изложения в работе.

Написание каждой главы дипломной работы или вопроса курсовой работы имеет свои особенности. Курсовая работа состоит, как правило, из 2 вопросов; дипломная – из 3 глав.

Первая глава (вопрос), как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе (вопросе) обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

В первой главе (вопросе) работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения. Полученные в результате рассмотрения первой главы (вопроса) выводы должны раскрывать научную новизну работы, которая была сформулирована Вами во введении.

Во второй главе (вопросе), исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой главе (вопросе), рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, статистические данные и др. Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для того чтобы избежать описательного характера данного раздела, необходимо приводить конкретные примеры, копировать применяющиеся на предприятии нетиповые формы документов, оценивать последствия выявленных отклонений, неточностей, нарушений.

В третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон деятельности организации, предприятия, структурного подразделения, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе. Сформулированные Вами в третьей главе предложения должны решать те задачи, которые были сформулированы во введении. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки форм документов, формулировок в нормативно-правовые акты.

В конце каждого параграфа (вопроса) следует формулировать выводы (4-6 предложений) по существу изложенного материала. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом, …».

В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнута ли цель и задачи работы.

Заключение дипломной работы должно быть по объему 6-8 страниц, а курсовой – 2-3 страницы.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Это последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

После завершения работы над текстом необходимо еще раз прочитать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам: актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в заключении. Обратите внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении.

После заключения прилагается список литературы и источников – библиографический список использованных в ходе написания работы нормативных источников, архивных документов, сборников научных трудов, справочников, монографий, журнальных статей, газетных заметок, электронных ресурсов и т.д. Данный список, а также ссылки и сноски по тексту работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» и данных методических рекомендаций.

Оформление иллюстративного материала

В зависимости от наличия исходной информации могут составляться аналитические таблицы. После каждой таблицы обязательно должен быть сделан вывод по приводимым в ней данным. Нельзя размещать подряд 2-3 таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, где она упоминается впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь смысловой заголовок, который размещается по центру над таблицей. Тематический заголовок пишут строчными буквами (кроме первой); в конце заголовка точку не ставят.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают слово «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 1.2 (вторая таблица первого раздела).

Таблицы, которые расположены на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Если в работе одна таблица, то ее не нумеруют.

При переносе таблицы на следующую страницу ее верхние заголовки не повторяют, а указывают порядковые номера и над ней отмечают «Продолжение таблицы» с указанием ее номера, например:

Таблица 1.2

Название таблицы

1

2

3

4

5

6

На следующей странице

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

6

При переносе таблицы каждая из ее частей должна содержать не менее двух строк.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками граф, и с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

Высота строк таблиц должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление отдельных граф таблицы не допускается. Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают на отдельном листе так, чтобы для ее чтения надо было повернуть работу по часовой стрелке на 90 градусов.

Графу № п/п в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных в боковых заголовках таблицы порядковые номера указывают в строке, перед их наименованием арабскими цифрами с точкой. Например:

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Выделение в таблице в отдельную графу «единицы измерения» не допускается. Единица измерения указывается в конце заголовка таблицы, если она едина для всех показателей. Если цифровые данные в графах таблицы имеют различную размерность, ее указывают в соответствующей строке таблицы. При указании размерности нужно соблюдать принятые сокращения (тыс. руб., чел/ч и др.). Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во второй графе были точно один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. При отсутствии показателя и невозможности его расчета в таблицу заносят знак «-». Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается.

Графический материал

Количество иллюстраций, помещаемых в дипломной работе, определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.д.) именуются рисунками.

Иллюстрации могут выполняться любым способом, обеспечивающим конкретность, выразительность и наглядность изображения.

Иллюстрации нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например: «Рис. 3.1»). Пояснения следует приводить в подрисуночной надписи или в тексте после тематического наименования рисунка.

Если в работе используется одна иллюстрация, то она не нумеруется.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Рисунки можно размещать либо на страницах с текстом, либо на отдельных листах дипломной работы в зависимости от их размера. Кроме того, рисунки могут быть расположены и в приложениях.

Графики, по которым можно установить количественную связь между зависимыми и независимыми переменными, должны снабжаться координатной сеткой равномерно. Следует избегать чрезмерно мелкой координатной сетки.

Буквенные обозначения изменяющихся переменных проставляются вверху слева от левой границы координатного поля и справа под нижней границей поля. Единицы измерения размерности проставляются в одной строке с буквенными обозначениями переменных и отделяются от них запятой.

Примечания

Перечисления внутри текста следует располагать в виде списка, каждый пункт которого начинается со знака тире («») либо жирной точки («»). Если важен порядок перечисления, то следует каждый пункт списка нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой с абзацного отступа. Текст каждого пункта должен в этом случае начинаться со строчной буквы и заканчиваться знаком точки с запятой («;») в конце каждого пункта, кроме последнего, в котором требуется поставить точку («.»). Пример:

К числу основных задач курсовой работы относятся следующие:

место службы ДОУ в структуре организации;

нормативно-правовая и методическая база, регламентирующая деятельность сотрудников службы ДОУ.

Примечания к тексту, таблицам и иллюстрациям, в которых указывают справочные и поясняющие данные, размещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие и примечания нумеруют порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой в конце, например:

Примечания:

1.

2.

Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку, например:

Примечание.

Ссылки

При написании курсовой работы автор обязан делать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в работе. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем. Ссылаться следует на последние издания публикаций.

При использовании сведений, материалов из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц в том месте работы, где делается ссылка, необходимо указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в курсовой работе.

Ссылки на источники в тексте следует указывать порядковым номером по библиографическому списку (для журнальных статей и монографий ссылка дополняется номерами страниц, на которых находится цитируемый материал), выделенным квадратными скобками, например: 3, с. 23. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном применении.

Ссылки на иллюстрации работы указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рис. 1.2».

На все таблицы работы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «…в табл. 1.2».

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3».

Ссылки на разделы, подразделы, пункты, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например:

«….в разд. 4»;

«…по п. 3.3»

«…в приложении 6»

Если в работе одна иллюстрация, одно приложение, следует при ссылках писать «на рисунке», «в приложении».

При оформлении ссылок следует также руководствоваться требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Приложения

В приложении помещают расчеты, рисунки, таблицы вспомогательного характера, заполненные копии первичных документов, форм отчетности и т.п.

Каждое приложение начинается с новой страницы. Слово «Приложение» пишут в правом верхнем углу, а его название над таблицей или рисунком.

При переносе приложения на следующую страницу применяются те же правила, что и при оформлении переносов таблиц. Пример:

Продолжение прил. 1

(если приложение размещается

на 3-х страницах и более)

или

Окончание прил. 1

(пишется на последней странице

размещения приложения)

Ссылка на приложение по тексту оформляется в конце предложения в круглых скобках. Например: «……структура предприятия представлена в приложении 3»; или «В дипломной работе приведены расчеты затрат рабочего времени на выполнение отдельных делопроизводственных операций (приложение 2)».

Оформление списка источников и литературы

Список использованных в работе источников и литературы располагается в следующем порядке:

Нормативно-правовые акты (располагаются в соответствии с их юридической силой):

международные законодательные акты – по хронологии;

Конституция Российской Федерации;

кодексы – по алфавиту;

законы Российской Федерации – по хронологии;

указы Президента Российской Федерации – по хронологии;

акты Правительства Российской Федерации – по хронологии;

акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения; инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

Статьи из энциклопедий, словарей и справочников.

Учебная литература.

Монографии.

Периодическая литература – статьи из журналов и газет.

Материалы из других источников (например, из Интернета).

Иностранные источники.

Особое внимание следует обратить на правильность библиографических записей в списке литературы (Приложение 8). Так, после названия нормативного правового акта ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный документ, дата принятия (утверждения) и его номер.

Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в книге. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

Вся учебная литература, монографии, сборники научных трудов, материалы периодической печати (статьи и др.) оформляются в алфавитном порядке (по первым трем буквам автора или первого автора; если авторы не обозначены, а лишь указано под чьей редакцией данная книга, то по первым трем буквам наименования книги).

Название книг следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе (а не на обложке).

Каждый источник помимо автора и названия должен содержать место издания, год издания, издательство, количество страниц или диапазон страниц.

После названия книги или указания ее назначения необходимо поставить точку и тире, после чего написать название города, в котором издана книга. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение ряда городов, например Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д), Нижний Новгород (Н. Новгород).

После двоеточия – название издательства; после запятой – год издания; после точки и тире – количество страниц (например, – 125 с.).

Для правильного оформления выходных данных статей необходимо указать: фамилию и инициалы автора, название статьи; после двух косых линий – название издания (без кавычек); где она помещена, например, указывают наименование журнала; после точки и тире – номера страниц (.- С. 15-20).

После источников на русском языке по алфавиту приводятся иностранные.

Количество источников в списке обычно зависит от того, насколько широко данная конкретная тема изучена. Как правило, библиографический список к курсовой работе должен включать в себя не менее 10 – 15 наименований источников, к дипломной (выпускной квалификационной) работе – 30 – 40 наименований.

СДАЧА РАБОТЫ

В процессе написания работы необходимо соблюдать график выполнения ее отдельных частей и консультаций с руководителем. По графику встречи с руководителем работы должны планироваться не реже 4 раз в месяц.

После прочтения и возвращения руководителем работы следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний.

После соответствующей корректировки целесообразно еще раз прочитать работу, устранить недостатки, проверить грамматику и сброшюровать работу. Затем следует представить работу заведующему отделением и приступить к разработке тезисов доклада для защиты.

РАЗРАБОТКА ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА ДЛЯ ЗАЩИТЫ

Для подготовки к защите Вам следует подготовить тезисы своего доклада. Как правило, доклад на защите должен составлять: для курсовой работы – 7 – 10 минут, для дипломной работы – 12 – 15 минут. При подготовке текста доклада используйте простые слова и простые утвердительные предложения; избегайте личных местоимений; подготовьте наглядный (иллюстративный) материал в виде графиков, схем, диаграмм и т.п. Иллюстрации должны отражать Ваши основные результаты, достигнутые в работе, и быть согласованы с содержанием доклада.

При использовании схем важно обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех, иначе слайд выглядит очень пестро. Текст и цифровой материал должны легко читаться с расстояния 4 – 5 метров. Иллюстративный материал должен иметь названия. Для защиты дипломной работы достаточно иметь 3 – 4, а для курсовой работы – 2 – 3 схемы. Рекомендуется с помощью иллюстративного материала показать структурно-логическую схему работы, отражающую ее замысел.

Ознакомившись с отзывом и рецензией, Вам целесообразно письменно ответить на поставленные в отзыве и рецензии вопросы. Письменная форма ответов необходима для того, чтобы во время защиты излишнее волнение не смогло помешать Вам правильно и спокойно отвечать на вопросы. По правилам, после ознакомления членов экзаменационной комиссии с отзывом и рецензией Вам будет предоставлено слово для доклада о проделанной работе по замечаниям руководителя и рецензента.

После завершения подготовки тезисов доклада Вам целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем.

ЗАЩИТА РАБОТЫ

На защите работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада и демонстрируете иллюстрации, обосновывающие логику изложения материала и полученные выводы. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада

После выступления члены комиссии могут задать Вам любые вопросы по теме, уточнить полученные выводы и результаты. Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из 2-3 предложений. Некоторые вопросы могут оказаться для Вас затруднительными. Для выхода из такой ситуации можно воспользоваться следующими универсальными ответами: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи; данная проблема представляется весьма интересной и в дальнейшем в своей работе я постараюсь найти пути ее решения: задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ литературы показывает, что…»

После доклада и ответов на вопросы, при необходимости, зачитывается отзыв руководителя и рецензия на дипломную работу (рецензия – на курсовую работу), либо основные выводы из отзыва и рецензии, либо предоставляется слово руководителю работы.

Критерии оценки дипломной работы включают: содержание и оформление работы, сроки выполнения, качество подготовки к защите работы. Решение об оценке дипломной работы принимается членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании. Результаты защиты объявляются студентам в тот же день после утверждения протоколов председателем государственной аттестационной комиссии. Оценка по курсовой работе сразу же после защиты сообщается студенту.

Приложение 5

Образец оформления титульного листа к дипломной работе



Страницы: 1 | 2 | Весь текст