ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность

На логопедических занятиях Ольга Георгиевна Нам часто дает очень интересное задание: решить лабиринт.

Нам не всегда удавалось находить правильные маршруты.

Мы задумались, а с чем это связано? А, главное, какова связь между развитием речи школьника и решением лабиринтов.

Так как каждый следующий лабиринт давался все легче и легче, а, главное, мы стали делать меньше ошибок, то мы выдвинули ГИПОТЕЗУ:

Решение лабиринтов влияет на развитие устной и письменной речи школьников.

Мы поставили перед собой ЦЕЛЬ:

Доказать влияние решения лабиринтов на развитие внимания и памяти, формирование правильных навыков письма и речи.

Мы поставили следующие ЗАДАЧИ:

Узнать происхождение слова и значение слова «лабиринт».

Существуют ли правила прохождения лабиринтов.

Узнать, как влияют лабиринты на развитие памяти, внимания.

Узнать, как повлияли лабиринты на речь и письмо младших школьников.

В своей работе мы использовали следующие МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Анализ тематических источников;

Наблюдения;

Пробы;

Эксперименты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ СЛОВА «ЛАБИРИНТ»

В научной литературе мы нашли разную информацию о происхождении и значении слова «лабиринт».

Одни исследователи считали, что слово «лабиринт» связано с понятием «камень».

Другие считали, что термин «лабиринт» первоначально обозначал танец, и движения в этом танце подчинялись строгой графической схеме, тому пример щит Ахилла с хороводом Ариадны.

Еще одни источники говорят о том, что слово «лабиринт» произошло от слова лабрис- церемониальный топор с двумя лезвиями.

А еще мы узнали, что Джульетта Моретти первая открыла лабиринты, как логическую игру для детей. Со своей научной работой она выступила на конференции, за что и была награждена.

Лабиринты бывают:

Критского типа;

Римские мозаичные лабиринты;

Плоскостные;

Объемные.

РЕШЕНИЕ ЛАБИРИНТОВ И ПОИСК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРАВИЛ

Мы выяснили, что существуют различные способы решения лабиринтов.

Метод проб и ошибок.

Выбираем любой путь, а если он заведет нас в тупик, то возвращаемся назад и начинаем все с начала, помечая пройденные ходы.

Правило правой руки.

Двигаясь по лабиринту, надо все время касаться правой рукой его стены. Мы проверили это на деле, мы дошли в школе от входа и без труда нашли выход.

Прочитав много информации о лабиринтах, мы узнали, что решение логических задач, к которым и относятся лабиринты, развивают внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, появляется упорство в достижении цели.

Мы решили найти тому подтверждение и отправились к школьному психологу Ирине Васильевне. Она рассказала нам, что для успешного обучения в школе у нас должны быть хорошо развиты внимание, память, логическое мышление.

Вместе с ней мы сравнили свои результаты тестирования в начале года и в конце года, оказалось, что уровень внимания и памяти у нас стал выше.

Далее мы отправились, к учителю-логопеду Ольге Георгиевне и расспросили о причинах нарушения устной и письменной речи. Выяснилось, что одна из причин- это несформированность у школьников зрительно пространственных представлений, т.е. дети не знают где правая, а где левая рука, какое сейчас время года, число, месяц, плохо ориентируются в пространстве. По итогам логопедической диагностики среди 2-4 классов таких ребят 23%.

Мы решили узнать, на сколько сократился % детей плохо владеющими зрительно-пространственными представлениями. Мы предложили ребятам несколько вопросов:

Какое сейчас время года?

Назови весенние месяцы.

Где у тебя правое ухо, левый глаз?

Назови дни недели.

В нашем тесте участвовало 25 человек, т.е. те ребята, которые посещают занятия логопеда. Количество детей плохо владеющими ориентацией в пространстве сократилось на 13 человек по сравнению с началом года.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ: наша гипотеза подтвердилась: решение лабиринтов положительно влияет на развитие устной и письменной речи школьников. В каждом задании тесно переплетаются логика, творчество и интеллект.

В результате исследовательской работы мы узнали историю лабиринтов, способы происхождения лабиринтов, а, главное, какова их роль в развитии детей.

Литература

1.http ://thejam.ru/poznavatelno/labirinty.html 2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B 8%D0%BD%D1%82 3.http://www.intuit.ru/department/algorithms/graphsuse/4/graphsuse_4.html http 4.://www.myrobot.ru/articles/logo_mazesolving.php http 5.://ega-math.narod.ru/Nquant/Maze.htm http ://www.ec-dejavu.net/l/Labyrinth.

6.html http ://getwar.ru/wp content/uploads/2010/04/image002-158×300.jpg http ://ec-dejavu.ru/l/labyrinth-1.html http 6.://www.ankxara.com/files/labirint_ahill_400_01.gif 7.http://www.allkidsnetwork.com/mazes/images/easy-maze-fire.jpg

8.Е. И. Игнатьев. В царстве смекалки. Москва «Наука», 1978

Список источников информации и ссылок на отдельные картинки