Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Составила: воспитатель МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» Чадова Олеся Александровна.

Занятие № 2

Тема: Предложение. Знакомство с предложением. Составление предложений. Схемы предложений.

Цель: Наглядно показать, что предложение составляется из слов.

Задачи: Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц. Развивать внимание, мелкую моторику рук, правильную, грамотную речь. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: картинки: мышка, сыр, знак вопроса. Картинки на каждого ребенка для составления предложений. Листочки в клеточку на каждого ребенка, простой карандаш.

Ход занятия:

Мобилизующий этап. Формулирование детьми темы и цели занятия.

Подумайте и ответьте, где предложение, а где просто набор слов? Объясните, как вы догадались.

Гуляли, поле, дети, в. (не передают мысли)

Дети гуляли в поле.

Правильно, я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию. Исходя из этого, сформулируйте тему нашего занятия. О чем мы будем говорить? (Мы будем говорить о предложении).

А какова же цель нашего занятия?

Закончите предложение: узнать, что ….; учить различать …. и не ….; учиться составлять …. из набора слов.

Итак, сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Будем учиться составлять предложения. А так же познакомимся со схемой предложения.

Развитие речевого дыхания.

Ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

Улыбка, дудочка, часики, чистим зубки.

Изучение нового материала.

Так что же такое предложение?

Из скольких слов может состоять предложение?

Преврати короткое предложение в длинное по образцу: ручеек звенит – быстрый ручеек весело звенит.

Солнце светит. Птицы поют. Цветы цветут. Листья шелестят.

Физкультминутка.

Хомка – хомячок.

Изучение нового материала (продолжение).

На доске предметные картинки.

?

Дети должны составить устно предложение из трех слов: мышка любит сыр, а затем повторить предложение и обозначить его одной длинной полоской. (воспитатель на доске, дети в тетради).

Сколько слов в предложении? (три).

Слова обозначаются в схеме короткими чертами. Дети по показу воспитателя выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам).

Закрепление нового материала.

Придумай предложения по картинкам. Используй схемы предложений.

Итог занятия.

Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?

Рефлексия.

Покажите с помощью жестов ваше настроение после занятия.