МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Описание опыта работы музыкального

руководителя

Чакубаш Нины Геннадьевны.

Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».

г.Щелково

2012

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Я – музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего Щелковского муниципального района Московской области, Чакубаш Геннадьевна, хочу поделиться опытом своей работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни – дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые…. Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах (Приложение 1). Это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагоги психологии, связанные с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием их эстетического вкуса;

нравственным воспитанием и воспитанием воли;

развитием памяти, воображения, речи (монолога и диалога);

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, участие в праздниках и развлечениях раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков – результат этой деятельности, взятый своем высшем проявлении – искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольник отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом (Приложение 2).

Изучив огромное количество литературы по данной теме (Приложение 7), я убедилась, что отечественной наукой накоплен определенный опыт, который коснулся отдельных аспектов обучения и развития детей в детском саду и семье.

Однако существуют и определенные проблемы:

•в Программах воспитания и обучения детей в детском саду до 2008 года организация досуга детей рассматривалась в разделе музыкального воспитания, где ему придавалось второстепенное значение. Это снижало качество содержания развлечений и не способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям для использования свободного времени в социально значимых целях. Одновременно в научных трудах не было разработано понятие «культурно-досуговая деятельность» детей в детском саду, не рассматривалась эта деятельность в качестве основного фактора «врастания» ребенка в культуру, не изучались культурные потребности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте при организации культурно-досуговой деятельности.

ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;

не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;

не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;

наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей;

специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы воспитания основ культуры ребенка и организации в свободное время детей в дошкольных образовательных учреждениях культурно-досуговой деятельности, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства.

Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.

Считаю, что организация культурно-досуговой деятельности должна строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что обеспечит успешную адаптацию к современной жизни и активную позицию в продуктивной культурной деятельности (Приложение 3).

Составляющие культурно-досуговой деятельности

Игровая

деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Цель моей работы – сформировать духовно – нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

Для достижения поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи:

Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.

Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.

Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.

Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию.

Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: “Как рассказывать детям о музыке?” Д.Кабалевского, “Эстетическое воспитание в семье” Л.Михеевой, “Теория и методика музыкального воспитания в детском саду” Н.Ветлугиной, А.Кенаман; инновационные программы “Музыкальные шедевры” О. Радыновой, “Ладушки” И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, “Танцевальная мозаика” С.Слуцкой, “Цветные ладошки” И.Лыковой, статьи из журналов “Дошкольное воспитание”, “Музыкальный руководитель”, “Музыкальная палитра”, “Карусель”, “Музыкальная жизнь” (Приложение 7).

При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой), логоритмические комплексы, программу “Здравствуй!” М.Л.Лазарева. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию (Приложение 4). В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т.д.).

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл “Муха Цокотуха на новый лад”, музыкальная сказка “Жасмин”, сказка “Золушка” с элементами балета, КВН, КВМ – клуб весёлых малышей), экологических (“День Земли”), фольклорных (“Золотая хохлома”), спортивных (“Зимние забавы”), валеологических праздников (“Гигиена в гостях у ребят”), театрализованных постановок с участием детей и их родителей (“Путешествие по сказкам”). Дети активно участвуют в развлечениях “День игры и игрушки”, “День варенья”, “Путешествие с красками”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”; в концертах “Утренняя звезда”, “Созвездие”.

Ознакомившись с программой Сорокиной И.Ф. «Театр – Творчество – Дети»,разработала программу «Театральная мозаика» по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста, изготовила картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток. Изучив программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», составила свою программу «Танцевальное ассорти». Данная программа направлена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей дошкольного возраста. В программе «Танцевальное ассорти» предполагается максимальное использованиеразнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышенияэффективностивоспитательно-образовательногопроцесса:

музыка+коммуникация+здоровье+социализация+познание+художественное творчество (Приложение 3).

В результате работы с детьми по данным программам, культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия».

С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах (Приложение 4).

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, «цирковую штангу» сделали из пенопласта, изолировали сыпучие края широким скотчем и покрыли акриловой аэрозольной краской. А для драматизации сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» мы изготовили корову, кошелёк из поролона. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается. Поролон незаменим для шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин и т.п.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей (Приложение 6).

Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с ФГТ. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому» (Приложение 3).

Приложение к опыту работы по теме

«Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».

Приложение 1

Виды культурно-досуговойдеятельности в дошкольном учреждении

отдых – самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, непринужденная беседа с взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольника фильмов и передач по ТВ;

созерцание – природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов;

развлечения – концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;

праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые

самообразование – игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения;

творчество — в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.

Приложение 2

Музыкальное развитие

Появление мотивации, интереса к познавательной деятельности

Формирование творческого мышления

Положительный эмоциональный настрой

Развитие способностей к импровизации

Расширение художественного кругозора (знакомство с художественными произведениями)

Развитие эмоционально-чувственной сферы

Формирование познавательного интереса к различным видам искусства

Формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе музыкального развития.

Приложение 3

Интегрированный подход к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия в соответствии с ФГТ

Физическая культура

Здоровье, КГН

труд

музыка

безопасность

Культурно-досуговая деятельность

коммуникация

социализация

Художественное творчество

познание

Чтение художественной литературы

Приложение 4

Этапы подготовки и проведения различных форм культурно-досуговой

деятельности

Мотивация деятельности

Знакомство с художественно-изобразительными и музыкальными произведениями

Художественное творчество – изготовление атрибутов, костюмов, декораций

Воплощение полученных знаний в самостоятельной деятельности (дидактические игры, упражнения) и творчестве (импровизация, инсценирование)

Итоговое мероприятие

Приложение 5

Структура организации культурно-досуговой деятельности.

тема

Формы культурно-досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, досуги, самостоятельная деятельность, творчество

Направления и виды работы

Работа со специалистами и воспитателями ДОУ

Работа с родителями

Работа с детьми

Групповые и индивидуальные консультации

Анкетирование

Памятки, рекомендации

Совместные праздники и консультации

Выступление на педсоветах

Родительские собрания

Групповые и индивидуальные консультации

Анкетирование

Памятки, рекомендации

Совместные праздники и консультации

Выступление на педсоветах

Дидактические игры

Совместная деятельность взрослого и ребенка по видам музыкальной деятельности

Создание условий для творчества

Приложение 6.

Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Образовательная область «Музыка»

Основные цели и задачи музыкального воспитания:

Формирование опыта слушателя через знакомство с различными музыкальными жанрами на основе интеграции с другими видами искусства;

Формирование целостного восприятия музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа;

Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство);

Формирование основ музыкальной грамоты (лад, мелодия, музыкальная фраза, звуко-высотный строй, тембр, метро-ритм, темп, композиция музыкального произведения, жанр);

Совершенствование голосового аппарата с опорой на индивидуальные особенности детей, отрабатывать правильную дикцию;

Формирование исполнительской культуры (выразительность и др.)

Развитие способности выразительно, ритмично двигаться и передавать пластические образы, используя разнообразные виды движений;

Формирование представлений о музыкальных инструментах, их истории; умения исполнять несложные музыкальные произведения в оркестре;

Развивать способности к импровизации на детских музыкальных инструментах простейших мелодий; умения делать эстетические суждения о музыкальных произведениях, используя музыкальные термины;

Развитие творческих способностей через вовлечение в различные формы музыкально-творческой деятельности, с опорой на склонности, способности и предпочтения детей;

Сформированность умений и навыков в музыкальной деятельности оценивается в процессе выполнения детьми творческих заданий.

Диагностические задания.

Задание № 1. «Угадай мелодию»

Цель. Выявление знаний о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Материал. Карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей; фонограммы произведений П.И.Чайковского, Д.Кабалевского, Е.Тиличеевой.

Детям раздают карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунка на карточках. Дети должны узнать произведение и поднять соответствующую карточку.

Затем педагог предлагает ребенку (по желанию) рассказать об этом произведении по плану-вопроснику: название, ФИО композитора, музыкальный жанр, средства выразительности данного произведения, музыкальный жанр, что можно под это произведение исполнять.

Задание № 2. «Вернисаж»

Цель. Выявление способности находить близкие выразительные средства в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства.

Материал. Репродукции пейзажей (разные времена года), фонограммы пьес П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

На столе выставлены репродукции пейзажей, изображающие разные времена года. Педагог включает фонограмму или исполняет на фортепиано одно из произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Дети должны выставить на мольберт картину, соответствующую данному произведению, и объяснить, почему выбрали именно ее, чем она близка данному произведению.

Задание №3. «Концерт по заявкам»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст