Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 193 Кировского района города Самара.

Программа реализации образовательной области «Физическая культура»

«Оздоровительная пластика»

Составила: инструктор по физической культуре Чистопрудова Н.А.

Самара 2013

Пояснительная записка

Актуальность:

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.

С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.) определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений. В то же время во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.

Новизна:

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности, внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ, использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни.

Программа реализации направления «Оздоровительная пластика» разработана на основе «Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и строится с учетом следующих принципов:

Соответствие основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Единство воспитательных, развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Программа направлена на развитие двигательных способностей детей и рассматривает основы формирования правильной осанки, различные профилактические аспекты.

Цель: Укрепление и охрана здоровья детей, создать условия для формирования правильной осанки, формирование правильного свода стопы.

Задачи:

учить детей ходить и бегать свободно, правильно выполнять упражнения на укрепление позвоночника и формирование правильной осанки.

обучать комплексу упражнений для профилактики плоскостопия;

учить детей приемам саморегуляции и релаксации;

познакомить детей с приемами самомассажа;

учить выполнять правила в подвижных играх;

учить детей выполнять дыхательные упражнения.

развивать психофизические качества, самостоятельность и творчество в физических упражнениях и подвижных играх.

познакомить с элементами спортивной и художественной гимнастики.

«Оздоровительная пластика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ. У детей улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Дети совершенствуют двигательные навыки, развивают мышечное чувство, пространственную ориентировку и координацию, улучшают осанку, повышают жизненный тонус. Упражнения на занятии способствуют формированию произвольного внимания, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Способствуют развитию потребности в движении, превращают их в упорядоченную, осмысленную деятельность.

В соответствии с Программой МБДОУ «Оздоровительная пластика» проводится два раза в неделю, продолжительностью 30 мин.

Планируемый результат

Направление деятельности

Планируемый результат

Профилактика и коррекция нарушений осанки

дети владеют умениями и навыками правильного выполнения упражнений для профилактики нарушения осанки,

сохраняют правильную осанку в течение дня

Профилактика плоскостопия

владеют приемами самомассажа,

используют массажные дорожки и специальные упражнения для стопы.

Релаксация

владеют навыками релаксации и саморегуляции

Подвижные игры

дети более активные, сотрудничают друг с другом, со взрослыми, лучше ориентируются в пространстве, испытывают радостные переживания

Дыхательные гимнастики

Выполняют дыхательные упражнения, используют их в течение дня

Упражнения для глаз

знают и выполняют упражнения для глаз

Структура организации двигательной деятельности:

Приветствие.

Разминка. Все виды ходьбы, с использованием различного оборудования.

Выполнение комплекса упражнений на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.

Игры, с использованием дыхательных техник.

Массаж и самомассаж с использованием массажных мячиков.

Психогимнастика, развитие мелкой моторики.

Релаксация.

Тематическое планирование.

Месяц

Задачи

Содержание

см. приложение

Количество часов

1

2

3

4

Октябрь

Укрепление мышц стопы, развитие ловкости, пространственной ориентации.

«Волшебная палочка»

Действие с гимнастическими палками.

Комплекс № 1.

8

Ноябрь

Развитие точности движений во времени и пространстве, ловкости, силы мышц рук, плечевого пояса, чувства ритма.

«Солнышко в ладошках».

Действия с мячом.

Комплекс № 2.

Комплекс № 3.

8

Декабрь

Развитие силы, ловкости, гибкости, пространственной координации движений. Укрепление мышц спины, развитие координации движений.

«Ласточка»

Разучивание стойки «ласточки», «коробочки». Подготовительные упражнения для развития равновесия.

Комплекс № 4

Комплекс № 5.

8

Январь

Развитие координации движений быстроты, силы мышц плечевого пояса, рук, кисти. Формирование правильной осанки.

«Посмотри в окошечко»

Действия с обручами.

Комплекс

Комплекс № 6.

8

Февраль

Развитие гибкости, ловкости, тренировка вестибулярного аппарата. Развитие пространственной ориентации.

«Перекати поле»

Разучивание «мостика». Закрепление, совершенствования кувырка, перекатов.

8

Март

Формирование слитности движений, округлости, волнообразности, целостности. Развитие опорно-двигательного аппарата.

«Разноцветный ветерок»

Действия с лентами.

Разучивание композиции с лентами.

8

Апрель

Развитие координации движений, гибкости, ловкости, силы.

Комплекс № 7 .

Комплекс № 8 .

8

Май

Формирование правильной осанки, развитие силы и координации движений пальцев кисти.

Действия с гимнастическими палками. Комплекс № 1.

Закрепление действий с мячом, обручами. Комплекс № 2.

Комплекс № 3.

Открытое занятие.

8

Заключение:

Выводы

Оптимальной базой для организации оздоровительной работы являются дошкольные учреждения, где ребенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные возможности для проведения лечебно-профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке. Оздоровительные дошкольные учреждения имеют своей целью проведение оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Основной задачей любого, в том числе и оздоровительного, дошкольного учреждения является воспитание и обучение ребенка, направленное на формирование гармонично развитой личности. Следовательно, оздоровительная программа учреждения не должна нарушать режим учреждения и препятствовать адекватному проведению воспитательных и образовательных мероприятий. В свою очередь образовательная программа должна быть построена с учетом особенностей физического и психического развития детей.

Результативность реализации программы.

Для мониторинга использовалась педагогическая диагностика нарушений осанки Ю.Г. Иванова и А.А. Ивановой. Были получены следующие результаты: 24 % детей имеют склонность к сколиотической осанке, 36 % детей имеют кругло-вогнутую спину, 16 % детей с очень слабыми мышцами спины, 24 % детей с относительно здоровой спиной. К концу года после регулярных занятий есть положительные сдвиги. Из всех детей 80 % регулярно посещали занятия. Положительная динамика наблюдается у половины детей. Улучшились показатели по всем отклонениям: до 18 % снизилась склонность к сколиотической осанке, до 30 % снизилось количество детей с кругло-вогнутой спиной. Увеличилось количество детей с относительно здоровой спиной.

Один из самых информативных, популярных и доступных методов диагностики ранних стадий плоскостопия – плантография. У 20% детей выраженные признаки плоскостопия. У 18% небольшие отклонения от нормы.

Приложение.

Комплекс № 1. (гимнастическими палками)

И.п. – стоя, палку держим за концы двумя руками. 1 – поднять палку над головой, встать на носочки. 2 – вернуться в и.п. Повторить 5-7 раз.

И.п. – – стоя, палку держим за концы двумя руками. 1 – поднимаем палку вверх и заводим за спину. 2 – вернуться в и.п. Повторить 5-7 раз.

И.п. – Держим палку двумя руками за головой на плечах. 1 – наклон вправо. 2 – наклон влево. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

И.п. – стоя, держим палку двумя руками над головой, ноги на ширине плеч. 1 – наклон, достать палкой правую ногу, ноги прямые. 2 – вернуться в и.п. 3 – наклон, достать палкой левую ногу. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

И.п. – стоя, палка на полу, руки на поясе. Встать на палку ногами. Приставными шагами идем вправо, потом влево, по палочке.

И.п. – то же. Пальцами ног пытаемся взять палку.

Комплекс № 2. (с мячом)

И.п. – стоя, мячик держим двумя руками. 1. Поднять мячик над головой. 2. Опустить на пол, сесть на корточки. Повторить 5-7 раз.

И.п. – стоя, мячик за головой. 1. Наклон вправо, вернуться в и.п. 2 – Наклон влево, вернуться в и.п. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

И.п. – стоя мяч зажать руками перед грудью. 1. Резкий поворот туловища вправо, ноги на месте. 2 – поворот влево. Повторить 5-7 раз в каждую сторону.

И.п. Стоя на четвереньках. Прогнуть спину. Положить мяч на спину, чтобы не скатывался. Продержать подольше.

И.п. – лежа на спине. Мяч зажать стопами. 1 – поднять ноги с мячом. 2- опустить. Повторить 5-7 раз.

И.п. – стоя. Прокатить мяч от груди до стоп, обратно вверх. Повторить 5 раз.

Комплекс № 3. (с мячом)

И.п. – Стоя, мяч в руках. 1 – сели на корточки, мяч вытянули вперед. 2 – вернулись в и.п. Повторить 5-7 раз.

И.п. – стоя, мяч в руках. 1 – подбросили мяч вверх. 2 – поймали. Повторить 5-7 раз.

То же с хлопком.

И.п. – стоя, мяч в руках. 1 – отбить мяч об пол. 2 – поймать двумя руками. Повторить 5-7 раз.

И.п. – лежа на полу, мяч над головой. 1 – сесть, мячом дотронуться до стоп. 2 – Вернуться в и.п. Повторить 5-7 раз.

И.п. – стоя на коленях. Прокатить мяч вокруг себя, с помощью обеих рук.

Комплекс № 4. «Игровой стрейчинг»

«Бабочка»

И.п. – сесть на пол и выпрямить ноги перед собой. 1- согнуть ноги в коленях, сложив их подошвами вместе и притянуть пятки к туловищу, помогая руками, 2 – согнутые ноги развести в сторону, опуская колени как можно ниже к полу. 3 – делать махи согнутыми ногами, вытягивать позвоночник вверх.

«Бабочка расправляет крылья»

И.п. – то же. 1- согнуть ноги в коленях, сложив их подошвами вместе и притянуть пятки к туловищу, помогая руками. 2 – согнутые ноги развести в сторону, опуская колени как можно ниже к полу. 3 – выпрямить правую ногу вверх, с помощью рук. 4 – вернуться в и.п. 5 – выпрямить левую ногу, с помощью рук. 6 – вернуться в и.п.

«Рыбка»

И.п. – сидя на ягодицах, ноги согнуты в коленях, колени лежат на полу, стопы развернуты наружу. 1 – Медленно ложимся на спину, руки за голову.

«Кошечка»

И.п. – стоя на четвереньках. 1 – Прогнуть спину, голову вверх. 2 – Выгнуть спину, голову вниз.

«Журавлик»

И.п. – стоя. С помощью рук сгибаем одну ногу и держим равновесие. То же другой ногой.

«Ласточка»

И.п. – стоя. Медленно выполняем наклон вперед, поднимая сзади ногу. Руки в стороны. Держим равновесие.

Комплекс № 5 «Игровой стрейчинг»

«Солнышко»

И.п. – широкая стойка, левая (правая) стопа развернута наружу, левая (правая) пятка находится на одной прямой со сводом стопы правой (левой) стопы, руки в стороны. 1 – на выдохе наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола (стопы), правая (левая) рука вытянута вверх. 2 – и.п.

«Дуб»

И.п. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1 – вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсед, ноги крепко упираются в пол (вдох), 2 – руки опустить (выдох), расслабиться.

«Пушка»

И.п. – широкая стойка, левая стопа развернута наружу, руки опущены вдоль туловища. 1 – повернуть туловище налево (вдох), 2 – опуститься вниз, сгибая левую ногу в колене, пока бедро не образует с голенью прямой угол, правую ногу поставить на носок (выдох). 3 – потянуться обеими руками вперед вверх, руки, туловище и правая нога на одной прямой. 4 – руки опустить, колено выпрямить (выдох).

«Качели»

И.п. – широкая стойка, левая (правая) стопа развернута наружу, левая (правая) пятка находится на одной прямой со сводом правой (левой) стопы, руки в стороны. 1 – на выдохе наклонить туловище влево (вправо), положить ладонь левой (правой) руки на пол перед левой (право) стопой так, чтобы колено упиралось в плечо возле подмышечной впадины. Вытянуть правую руку вверх. 2 – и.п.

«Коробочка»

И.п. – лежа на животе. Сгибаем ноги в коленях, встаем на руки и пытаемся достать головой ноги.

Перекаты «Карандашик»

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль головы. Катимся, стараясь держать ноги и руки прямыми.

Комплекс № 6 (с обручами)

«Прокати обруч» Необходимо послать обруч толчком, чтобы он катился как можно дальше.

«Вращение обруча» Обруч волчком вращается по полу как можно дольше.

Вращение обруча на руке или ноге.

Вращение обруча на поясе.

Пробеги в катящийся обруч.

Прыжки через обруч.

Комплекс № 7. «Игровой стрейчинг»

«Самолет»

И.п. – сидя на коленях, руки вдоль туловища. 1 – выпрямить назад правую (левую) ногу, ягодицами сесть на левую (правую) пятку (вдох), 2 – руки выпрямить в стороны, спину выпрямить, позвоночник вытянуть вверх (выдох).

«Самолет взлетает»

И.п. – сидя на коленях, руки вдоль туловища. 1 – выпрямить назад правую (левую) ногу, ягодицами сесть на левую (правую) пятку (вдох), 2 – руки выпрямить в стороны, спину выпрямить, позвоночник вытянуть вверх (выдох). 3 – руки выпрямить вверх, плечи не поднимать. Спину выпрямить (вдох). 4 – руки выпрямить в стороны, спину выпрямить, позвоночник вытянуть вверх (вдох).

«Ракета»

И.п. – широкая стойка, левая стопа развернута наружу, руки опущены вдоль туловища. 1 – повернуть туловище налево (вдох), 2 – опуститься вниз, сгибая левую ногу в колене, пока бедро не образует с голенью прямой угол (выдох), 3 – вытянуть руки над головой, ладонями внутрь (вдох), 4 – руки опустить, колено выпрямить (выдох).

«Стрела»

И.п. – лежа на животе, руки под грудью, пальцы направлены вперед. 1 – на выдохе таз поднять так, чтобы ноги и позвоночник образовали с полом треугольник, пятки прижать к полу. 2 – опираясь на левую (правую) руку, поднять правую (левую) и повернуть туловище направо (налево), держа ноги вместе. Таз и плечи на одной прямой линии. 3 – повернуть голову и посмотреть на правую (левую) руку, 4 – на вдохе повернуться и опустить правую (левую) руку на пол. 5-8 – и.п.

«Лягушка»

И.п. – сесть на пол и выпрямить ноги перед собой. 1- согнуть ноги в коленях, сложив их подошвами вместе и притянуть пятки к туловищу, помогая руками. 2 – согнутые ноги развести в сторону, опуская колени как можно ниже к полу. 3 – удерживая стопы руками, и подтягивая их к туловищу, вытягивать позвоночник вверх. 4 – и. п.

«Тигр»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст