Ситникова Татьяна Александровна

воспитатель по ИЗО

1 квалификационная категория

МБДОУ ЦРР-ДС №43 «Колокольчик»

п. Вольгинский Петушинский район

«…Нам по плечу любое дело

И если только захотим

Мы на клочке бумаги белой

Вам в красках мир изобразим!»

Обобщённый педагогический опыт

тема:

«Развитие творческих способностей

при включении игры в изодеятельность

дошкольников»

Условия возникновения, становления опыта

Мой педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ ЦРР-ДС №43 «Колокольчик» п. Вольгинский. Одним из направлений работы нашего ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонично развитой личности. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью кисти, карандаша. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Я много раз задавала себе вопрос: что необходимо сделать, чтобы процесс обучения стал для ребенка праздником, чтобы виды деятельности взаимодополняли друг друга? Постепенно я пришла к выводу, что гармонии можно достичь только путём игры, включая ее в процесс обучения.

Игра – это передача не только опыта, но и философии: внешняя привлекатель-ность вызывает желание заглянуть внутрь, тем более, когда предлагается стать непосредственно главным действующим лицом. Игра в изобразительной деятельности – дело серьезное, но и веселое тоже. Через такие игры дети стремятся удовлетворить активный интерес к изодеятельности. Анализируя деятельность детей в детском саду, замечаешь, что они стремятся к воплощению своих желаний, потребностей, интересов.

Поэтому главной целью моей работы является пробуждение фантазии ребенка, увлечение его творчеством. Понятие «творчество» можно определить как деятельность, в результате которой ребенок создает свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Проведение таких игровых мероприятий – это уникальное явление, однако их внедрение возможно лишь там, где есть неравнодушные педагоги, которых волнуют вопросы добра и зла. Некогда было сказано: «Мы перестаем играть, не потому что становимся старше, а становимся старше, потому что перестаем играть». В нашем детском саду проводится огромная работа для развития творческой личности ребенка: отслеживаются результаты диагностики, мониторинга творческих способностей детей, внедряются в практику тематические проекты, создаются оптимальные условия для творческих прояв-лений в различных видах изобразительной деятельности. Вся эта работа позволила мне обобщить опыт работы по развитию творческих способностей при включении игры в изодеятельность дошкольников.

Актуальность и перспективность опыта.

В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с искусством трудно переоценить. Рисование способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творческую личность. Уже с раннего дошкольного детства необходимо формировать эстетический вкус, подлинные эстетические ценности, так как детство является наиболее благоприятным, сензитивным периодом для становления творческих способностей. Проблема изучения творческих способностей детей имеет большое значение сегодня, так как влияет на нравственные основы будущего поколения, на всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий. А подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе творческой деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Способны анализировать, сравнивать и сопоставлять, развивать умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает актуальность опыта, так как он связан с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Перспективность опыта заключается в том, что предлагаемый опыт дает возможности для самореализации, самоутверждения детей с различным уровнем способностей. Он успешно разрешает противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике между программными требованиями и ре-альным уровнем обучения. Использование игровых форм в образовательной деятельности ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, позволяют в кратчайшие сроки обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по ряду разнообразных тем, изучаемых в изобразительной деятельности. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Ведущая педагогическая идея.

В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры, как формы организации жизни и деятельности детей. В основе понимания игры как формы организации образовательной деятельности детей лежат такие положения как:

– игра призвана решать образовательные и воспитательные задачи в формировании творческой личности ребенка;

– важной особенностью игры является ее интеграция с любой образовательной деятельностью.

Ведущая педагогическая идея моего опыта представлена как гипотеза:

можно предположить, что творческие способности дошкольника повышаются при включении игры в изодеятельность.

В работе педагог часто сталкивается с проблемой «закрытости» ребёнка, с про-блемой нежелания и равнодушия. Не видя в себе силы и способности идти в за-данном педагогом направлении, ребёнок постепенно утрачивает интерес и к тому, что действительно ему близко. Педагогу необходимо разглядеть в ребёнке талант, интерес и построить свою работу так, чтобы ребенок постигал суть того или иного предмета, занимаясь любимым делом, а всем известно что игра – это и есть любимое дело дошкольника. В игре всегда создаются комфортные условия, а в итоге – возрастает мотивация к учебно-познавательной деятельности, а вместе с ней возрастает и результат, ведь работа, выполненная с удовольствием, никогда не проходит бесследно. Основной целью работы педагога в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Игровые мероприятия позволяют:

- активнее стимулировать развитие творческих способностей;

- максимально развить потенциал ребенка, его творческие проявления, возможности самореализации в различных видах изодеятельности. Использование игры дает возможность задействовать различные виды деятельности (изобразительную, драматизацию, литературную, устное творчество) в интеграции, что позволяет педагогам шире раскрыть способности каждого ребенка. Экспериментируя, дети в естественной форме развивают эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, цвета, творческое мышление.

Теоретическая база опыта

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность выс-шего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества, – он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, т.е. в обычном смысле слова, не создаёт ничего нового. Всё это коллективное выработанное наследие культуры существует ещё до ребёнка и является «новым» лишь для него. Дети делают множество от-крытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличатся большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребёнок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, он с лёгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества. Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. Только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активно-сти в области изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него).

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Все эти условия отлично сохраняются в игровой деятельности.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие усло-вия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература .

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Игры в изодеятельности, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков:

элемент ожидания и неожиданности – у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.;

‾элемент загадки – стимулирует творческую фантазию детей, создает проблем-ную ситуацию;

‾элемент движения

‾элемент соревнования – способствует повышению творческой активности

‾элемент поиска и находки – детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значи-мый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно – творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности. В процессе разнообразных игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. В дошкольной педагогике принято все игры разделять на три основные группы: игры с предметами (игрушками, природным материалом). Здесь можно использовать игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; настольно-печатные: они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две белки , одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету платья; словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углубляют знания о них. В этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, а так же рисование, лепка, аппликация. К таким играм можно отнести изодеятельность, проходящую в форме игр, викторин, игровых упражнений. В настоящее время такому виду игр отводится особое место.

Новизна опыта

В своей педагогической практике я применяю игру в образовательной деятельности несколько лет. Изучив научно-методическую литературу по теме, отобрав и обработав необходимый материал, разработала и описала в опыте примеры конкретных игровых мероприятий, которые я использую в своей работе. Такая игра направлена на умение творчески работать в коллективе, а также на развитие умений и навыков коллективного творчества в различных видах деятельности – все это поможет педагогу решить проблему реализации современных целей образования.