Пояснительная записка

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Ведь когда малыш встал на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он пассажир. Без определенных знаний и навыков его может подстерегать опасность. Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дороге. С каждым годом на улицах городов и поселков увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств, что повышает опасность дорожно – транспортных происшествий, жертвами которых становятся дети. Дети и подростки – самые уязвимые участники дорожного движения.Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с дошкольного возраста, когда у ребенка формируются основы правильного образа жизни и культуры поведения и задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Цель кружка: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;

воспитывать в детях грамотных пешеходов;

развивать творческие и мыслительные  способности детей.

Ожидаемые результаты:

Дети младшей группы должны знать:

- Различие между легковым и грузовым автомобилем;-  Цвета светофора: желтый, красный, зеленый;

Дети младшей группы должны иметь представление:

- О назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса);-  О сигналах светофора; 

Дети младшей группы должны уметь:

- Правильно  вести себя  на улице, дороге, тротуаре;- По правилам  переходить через проезжую часть.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

организованные формы обучения на занятиях,

совместную деятельность взрослого и ребенка,

самостоятельную деятельность ребенка,

воспитание навыков поведения,

ознакомление с окружающим,

развитие речи,

художественную литературу,

конструирование,

изобразительное искусство,

игру.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Программное содержание

Месяц

1

«Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения»

Познакомить детей с основными правилами уличного движения. Объяснить, как опасно нарушать их.

сентябрь

2

«Для чего нужны машины»

Рассказать детям о транспортных средствах (машина, автобус), их назначение, из каких частей состоят (кабина, колеса, руль).

3

М.Пожарский «Машины»

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

октябрь

4

«Знакомство с улицей»

Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях

5

«Виды транспорта»

Познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный

ноябрь

6

«Рассматривание грузового автомобиля»

Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль), уточнить знания о работе шофёра

7

5. «Светофор»

Дать детям представление о работе умного прибора – светофора. Рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу. Учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

Декабрь

8

Когда мы пассажиры

Добиться, чтобы дети усвоили понятия «Пешеход», «Пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.

9

Незнайка едет в автобусе

Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь.

январь

10

Все работы хороши – выбирай на вкус

Знакомить детей с профессией водителя. Воспитывать уважение к труду взрослых

11

Если ты потерялся на улице

Учить детей правильно вести себя, если они потерялись – обратиться за помощью к продавцу, милиционеру. Объяснить значимость знаний своего адреса и телефона, умения ориентироваться в ближайшем окружении

Февраль

12

Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»

Закрепить цвета сигналов светофора, их назначение, на какой цвет светофора можно переходить дорогу, а на какой надо стоять

13

«Узкая дорожка, широкая дорожка»

(конструирование)

.

Формировать у детей представление о ширине дорог, по которым ездят машины

Март

14

Улица

Познакомить детей с улицей, её составными частями: дорогой для машин и тротуарами для людей. Объяснить, что на улице, где движется транспорт, детям и взрослым надо быть внимательными

15

Светофор

(рисование)

Закрепить цвета сигналов светофора, их назначение, на какой цвет светофора можно переходить дорогу, а на какой надо стоять

Апрель

16

«Поведение детей на улице»

Цель: дать детям понять, что играть на проезжей части улицы нельзя. Воспитывать дисциплину

17

В гостях у светофора

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения

Май

18

Итоговое

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год

Список средств обучения

- Таблицы;- Флажки;- Альбомы;- Разрезные картинки;- Плакаты;- Макеты;- Художественная литература;- Дидактические игры;- Подвижные игры;

Список используемой литературы

Вотрякова, М.Я. Безопасное поведение пешеходов на дорогах / М.Я. Вотрякова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – с. 24-27.

Извекова, Н.А. Правило дорожного движения / Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1983.

Как обеспечить безопасность дошкольников / под ред. К.Ю. Белой. – М: Просвещение, 2003.

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова / иол ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Рублях, В.Э. Правила дорожного движения / В.Э. Рублях. – М.: Просвещение, 1979.

Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. – М.: Педагогика, 2001.

Федотова, Е.В. Обучаем дошкольников правилам дорожного движения / Е.В.Федотова // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 2. – с. 24-31.

.