Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е.А. Мухачёва)

«Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». А.Н.Толстой.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенность в себе, недостаток любви, тепла и понимания, а зачастую и собственный опыт лишений, при сравнении своей жизни с чьим-то благополучным существованием, вызывают у ребенка чувство беспокойства, обиды. Ребенок, познавая мир, познает его вне себя, а его внутренний мир остается закрытым для него. Ему даже не приходит в голову задуматься о действительных мотивах своих поступков, разобраться в своих желаниях, чувствах.

Поэтому существенным моментом подготовки детей к жизни вообще, и к школе в частности, является психологическая подготовка: научить адаптироваться в новой среде, анализировать свои эмоции и управлять ими. В семье человек рождается, растет, воспитывается. Здесь он черпает первые познания о сложном окружающем мире. И первыми его самыми добрыми, любимыми и любящими наставниками становятся мать и отец. Они учат ребенка говорить, ходить, трудиться, жить среди людей.

Светлое время детства, каким его принято считать, в сущности, не является безоблачным. Этому возрасту, также как и всякому другому, присущи свои радости, горести, приобретения и потери, и своя работа. Мы не всегда сознаем значимость этой работы. Нам только кажется, что малыш играет, а по существу он работает. И работа у него очень нужная и совсем нелегкая.

Для входящего в жизнь малыша она начинается с самого трудного – с познания. Малыш постоянно находится в процессе познания. Через непосредственно ощущаемое, видимое, слышимое у него формируется отношение к окружающей реальности, осмысление.

Чтобы постоянная учеба ребенка давала желаемые положительные результаты, ему нужны участие, внимание и понимание.

Детский сад, как правило, положительно действует на воспитание ребенка, особенно, если ребенок единственный в семье. В детском саду, в кругу сверстников он привыкает к жизни в коллективе, приобретает независимость от родительской опеки. Стремясь к самостоятельности, он все чаще пользуется знаниями, полученными вне дома. Следствием растущей независимости малыша становится стремление к совершению добрых поступков.

Почему возникает необходимость ставить вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей в детском саду более остро, чем в школе? Потому, что чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к влиянию. В этот период и у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребенка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания, либо, в лучшем случае, руководствуются опытом своих родителей, не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Иногда приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!» Поэтому воспитателю надо уделять особое внимание в работе с семьей. Родители в первую очередь должны быть осведомлены, какие требования предъявляются к ребенку определенного возраста, т.е. что дети должны «Знать» и «Уметь».

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…»

В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 года, говорилось: «Детский сад… должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 года, говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.»

Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем “каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем – в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь…”

Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 – 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы “школа-семья-общественность”. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: “педагогическое просвещение”, “педагогическая пропаганда”, “органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей”, “взаимодействие семейного и общественного воспитания” и т.п

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей ( Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова)

Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой – заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР -организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: “В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей”. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В 90-х годах, в соответствии с “Концепцией дошкольного воспитания” (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Практическая часть

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по направлениям:

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываем тактику педагогического общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые ценят любую работу детского учреждения, активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

Родители – наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- совместные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Субботники ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фото-выставки деятельности детей в детском саду по темам;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- родительский уголок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые газеты;

- фотомонтажи из жизни группы, в кругу семьи;

- фотовыставки «Моя мама – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья».

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду (развлечения; спортивный досуги, спортивные праздники; празднование дней рождений) – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Приемами взаимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Воспитатель вырабатывает для себя конкретные формы корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей и доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогают изготавливать пособия для занятий, рисуют картины в уголки, приносят интересные идеи для свободного творчества детей, шьют костюмы в театральный уголок, строят на все времена года оборудование на участке из дерева, снега, бревен. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «Автостанция», «больница», «парикмахерская», «магазин». В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.

Все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Кто-то увидит в лужах грязь, а наши дети – отражения неба и идущих рядом друзей.

Перспективный план работы с родителями

Младшая группа

Месяц

Тема

Вид

Сентябрь

«Особенности детей 3-4 лет»

Папка передвижка

«Как мы отдыхали летом»

Фото-выставка

Золотая осень. Наш участок.

Плакат

Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».

Родительское собрание. Анкетирование.

Октябрь

Адаптация к детскому саду

Газета

Осенние встречи

Утренник

«С чем играет ваш малыш?»

Анкетирование

Ноябрь

Будь здоров: Закаливание против респираторных заболеваний

газета

Как расширить словарный запас детей

Консультация

Кризис трех лет

Консультации

«Домашний практикум: Мелкая моторика»

Собрание родительское

Декабрь

«Зимушка, Зима»

Папка-передвижка

«Зимние забавы»

Субботник с родителями на участке

«Новогодняя елочка»

Конкурс

«Новый год»

утренник

Январь

Читаем вместе: Роль книги в жизни детей младшего возраста

консультация

Игровая деятельность в семье

Консультация

Зимние забавы

Фото-выставка

Февраль

«Характер ребёнка зависит от Вас»

Консультация

Домашний театр для детей младшего возраста. Пальчиковые театры, пальчиковые куклы.

Консультация

«Как правильно организовать физические упражнения дома»

Практикум

Март

Красна весна

Папка-передвижка

Игры на развитие мышления, памяти, восприятия, мелкой моторики

Практикум

Наступила весна: Как одеть ребенка

Консультация

Читаем вместе: Сказки по возрасту. Список рекомендуемой литературы для чтения дома.

Консультация

Апрель

Развитие мелкой моторики в быту

Консультация

Профилактика плоскостопия

Практикум

Дети и книга

Фото-выставка

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании

Консультация

Май

Итоги года.

Собрание родительское

Хорошее настроение – путь к здоровью

Консультация

«Моя мама – лучше всех»

Фото-выставка

Игрушки домашние по возрасту для ролевых игр

Консультация

Июнь

Лето с пользой

Папка-передвижка

Наш участок

Субботник с родителями

Что вы ожидаете от детского сада?

Анкетирование

ЗОЖ как условие гармоничного развития детей

Консультация

Июль

Будь здоров: Кишечные инфекции, меры профилактики

Консультация

Оказание первой помощи детям в летнее время.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019