Методическая разработка по

математическому

развитию с детьми младшего школьного

возраста

на тему: «Песочные часы»

Цель: Развивать чувство времени у детей младшего школьного возраста

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с длительностью 1 минута, учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности;

- Дать детям элементарные знания о часах, их видах;

- Продолжать учить использовать в речи слова определения от существительных (часы на стене (настенные), часы на руке (наручные) кварцевые, электронные, механические);

- Способствовать активизации умственной деятельности, развитию логического мышления, находчивости, быстроты реакции;

- Воспитывать чувство удовлетворения от умения выполнять задание вовремя.

Демонстрационный материал:

- Секундомер;

- Книга о времени;

- Часы различных видов;

- Макет мальчика с набором элементов изображающих пожилого человека (борода, усы, брови, седые волосы).

Раздаточный материал:

- Цветные карандаши;

- Полоски цветной бумаги, ножницы;

- Рабочие листы с заданием;

- Песочные часы с интервалом 1 минуты;

- Призы для детей.

Словарная работа.

Образование слов-определений от существительных: часы на стене – настенные; часы на руке – наручные; часы в кармане – карманные; часы на полу напольные.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим работать с «Книгой времени». В неё мы поместим то, что узнаем нового (воспитатель открывает книгу).

- А что это за герой?

- Да, это тот самый Петя из «Сказки о потерянном времени».

- А кто помнит, как можно помочь Пете?

- Правильно. Нужно научиться беречь время, чтобы ни одна минута не прошла даром.

- Сегодня, «Книга о времени» предлагает нам 5 заданий. Если мы с вами правильно выполним все задания и уложимся во времени, то Петя из старика опять превратится в мальчика.

- Ребята, а вы как думаете, можем ли мы ему помочь?

- Какие предметы вам знакомы на рисунке? (песочные часы, секундомер)

- А кто помнит, за сколько песок пересыплется из одного сосуда в другой? (За 1 минуту)

- Давайте проверим?

По сигналу, дети переворачивают песочные часы и наблюдают за секундомером.

- Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыпался в другой, а стрелка на секундомере прошла один круг.

- Сколько прошло времени? (1 минута)

А теперь давайте посмотрим, что мы успеем сделать в течении 1 минуты. Присаживайтесь за стол.

- Напоминаю, правильно задание выполнит тот, кто закончит работу через минуту. По сигналу, каждый переворачивает песочные часы, и работая, следит за часами. Когда весь песок пересыплется из 1 сосуда во 2, минута кончится, значит, работу сразу следует прекратить, руки убрать со стола.

Задание 1:

- А теперь, возьмите лист бумаги с красными кружком. Посмотрите на него, слушайте задание.

- В течении 1 минуты соедините цифры по порядку, и узнайте, какие фигуры получились?

- А теперь по сигналу переверните часы и начинайте работать.

- Ребята, вы узнали фигуры? А сколько фигур у вас получилось? (1,2,3) — Света, сколько у тебя? У Даши и т.д.

- У кого больше всех?

- Молодец Инна, она вовремя закончила работу, и у неё получилось больше всех фигур.

- В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты у нас получилось ……… фигур.

Задание 2:

- Возьмите лист бумаги с зелёным кружком.

- В течении 1 минуты раскрасьте цветы. Будьте внимательны и старайтесь, когда минута пройдёт, работу прекратить.

- По сигналу переверните часы и начинайте работать.

- Молодцы, с этим заданием вы справились.

- Сколько цветов раскрасила Света? Клим?

- Кирилл раскрасил цветов больше всех.

- В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы раскрасили ……… цветов.

Задание 3:

У вас на столах лежит конверт с жёлтым кружком. Откройте, что в нём находится? (полоски) Они одинаковые? (нет) Чем они отличаются? Чем похожи? Как вы думаете, из какой полоски квадратов получится больше? А из какой меньше? Давайте проверим?

- Возьмите широкую полоску, в течении 1 минуты нужно разрезать её на квадраты.

- По сигналу переверните часы и начинайте работать.

- Сколько же квадратов получилось у Полины? Саши? Женя разрезал полоску на квадраты быстрее всех. И всё это он сделал за 1 минуту.

- В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы разрезали широкую полоску на ……… квадратов.

Задание 4:

-Теперь возьмите узкую полоску, в течении 1 минуты, нужно разрезать её на квадраты. По сигналу переверните часы и преступайте к работе.

- Сколько же квадратов получилось из узкой полоски у Светы? А у Даши? У кого больше?

- В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты мы разрезали узкую полоску на ……… квадратов.

- Молодцы ребята! А теперь давайте немного отдохнём, чтобы у нас хватило сил выполнить последнее задание.

Физкультминутка

- Садитесь за свои рабочие места, и продолжим помогать Пете, стать обыкновенным мальчиком.

Задание 5:

- Возьмите конверт с синим кружком. В нём находятся геометрические фигуры. В течении 1 минуты вам необходимо продолжить узор, и постараться закончить его. По сигналу переверните часы и начинайте работать.

- Кто же первый закончил узор?

- В «Книге о времени» мы отметим, что в течении 1 минуты можно выложить узор из ……… геометрических фигур.

- Какие же вы молодцы. Мы сегодня выполнили очень много заданий. В «Книге о времени» мы отметили, что в течении 1 минуты ………(перечислить все результаты работы). Кто-то сделал больше, кто-то меньше, это потому что все мы разные и у каждого свой темп работы. Сегодня вы учились следить за течением времени, и это поможет вам в будущем ценить время и хорошо учиться в школе.

Посмотрите, наш герой стал опять обыкновенным мальчиком Петей. Глядя на вашу усердную работу, Петя понял, как важно беречь время, как много может сделать человек за 1 минуту.

- Сегодня наши главные помощники на занятии были песочные часы. (Часы очень нужны и важны в жизни человека)

- А что вы знаете о часах? (наручные, настенные и т.д.)

- Петя приглашает нас в музей часов. Он расскажет нам историю появления часов.

- Тысячи лет назад людям было не важно знать точное время. Они вставали, когда солнце всходило, и ложились спать, когда оно заходило. Постепенно жизнь усложнялась и в ней всё более важную роль стали играть часы. Первыми были солнечные часы и их изобрели около 3500 лет назад. Люди, которые жили в Египте, использовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды вытекло из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам были устроены и песочные часы, где из верхнего сосуда высыпается песок в нижний. Позднее появились механические часы. Они были очень разные. Первые механические часы были без циферблата и стрелок, а время они сообщали звоном колоколов. Ещё были изобретены часы с маятником, электронные, кварцевые. Часы изготовляли из разных материалов: дерева, пластмассы, металла, камня. Они все разной формы и размеров, но всегда служат людям, помогают им ценить время.

Спасибо Петя за познавательный рассказ о часах. Мы с тобой прощаемся и отпускаем тебя в сказку, надеемся, что с тобой беда больше не случится.

Ребята, мы с вами так много узнали о часах, я прошу вас дома с мамами и папами нарисовать часы и принести рисунки, а мы с вами разместим их в «Книге о времени».

- Я хочу вас поблагодарить за работу на занятии. Мы с вами не прощаемся с песочными часами, мы ещё будем с ними работать.