Опытно-исследовательская деятельности по теме «СТИХИЯ ПРИРОДЫ (вода)» для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Название опыта, эксперимента

Цели и задачи

Материалы и оборудование

Сентябрь

«Узнаём, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес, растворяет некоторые вещества.

Три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: пустая, с чистой водой, с чаем и добавленным ванилином (жидкость залита под крышку); стаканчики для детей, весы.

«Холодная – теплая»

Выявить свойства воды: может тёплой и холодной, может нагревать другие предметы.

Ёмкости с горячей водой и ёмкость с холодной водой, металлические и пластмассовые ложки.

«Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, открытая и закрытая поверхности).

Три мерные ёмкости с окрашенной водой.

Октябрь

«Откуда берется вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

«Водяная мельница»

Познакомить с силой воды.

Вертушка, ёмкость с водой, алгоритм деятельности.

«Помощница вода»

Использовать знание о повышении уровня воды для решения познавательной задачи (достать предметы из воды, не касаясь их руками).

Прозрачные ёмкости с водой, акварель, гуашь, ароматизированный пищевой краситель.

Ноябрь

«Окрашивание воды»

Выяснить свойства воды: прозрачная, но может менять окраску, растворяя окрашенные вещества, краску; чем больше вещества, тем интенсивнее цвет.

Прозрачные ёмкости с водой, акварель, гуашь, ароматизированный пищевой краситель.

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. Выявить свойства льда и качество льда: твердый, прозрачный, холодный, гладкий, скользкий, тает от тепла.

Ёмкости разной формы (формачки), теплая и холодная окрашенная вода, верёвочки, алгоритм деятельности.

«Взаимодействие воды и снега»

Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, твёрдость. Проверить способность снега под воздействием тепла превращаться в воду.

Снег, вода разной температуры в мерных ёмкостях (с отмеченным уровнем), тарелочки, мерные ложечки.

«Зачем растениям снег зимой»

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Ёмкости с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.

Декабрь

«С водой и без воды, на свету и в темноте» (наблюдение – опыт 7 – 10 дней)

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста растений и для их развития (свет, вода).

Два одинаковых растения (бальзамин), проросший лук, две коробки из картона (колпак), две ёмкости с землёй.

«Для чего растениям корешки?»

Доказать что корешок растения впитывает воду, уточнить функцию корней растений, установить связь строения и функции растения.

Черенок растения, ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

«Разноцветные льдинки (украшение участка)

Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре); составить алгоритм деятельности на основе собственных знаний.

Вода, формочки для замораживания, верёвочки, нитки.

Январь

«Выпрямившийся стебель»

Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

Свежий и увядший стебли сельдерея, ёмкости с водой, алгоритм деятельности.

«Как по стебелькам»

Показать процесс прохождения воды по стебелькам.

Трубочки для коктейля, минеральная (кипяченая) вода, ёмкость для воды.

«Испарения влаги из листьев растений»

Проверить куда исчезает вода из растений (испаряется).

Растение, целлофановый пакет, нить.

Февраль

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по разному впитывает воду. Выявить какие свойства приобретают песок и глина при смачивании водой.

Прозрачные ёмкости с сухим песком и сухой глиной, мерные стаканчики с водой, дощечки, палочки, изделия из керамики.

«Фильтрованная вода»

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Система сит, воронки, промокательная бумага, тряпочка, речной песок, вода, крахмал, ёмкости.

«Подводная лодка»

Обнаружить что воздух легче воды; выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой.

Март

«Мыльные пузыри»

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в ёмкости (не использовать туалетное мыло).

«Сухой из воды»

Определить, что воздух занимает место.

Ёмкость с водой, стакан, салфетка.

«Где снег не тает?»

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Ёмкость с водой, снегом, льдом.

«Где будут первые проталинки?»

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Ёмкости на каждого ребёнка, окрашенные в светлые и тёмные тона.

Апрель

«Круговорот воды» (наблюдение)

Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Прозрачная мерная ёмкость с прозрачной крышкой, кусок льда.

«Круговорот воды»

Опытным путём произвести процесс круговорота воды в природе.

Кастрюля с горячей водой, оргстекло прозрачное любой формы, поднос, стакан.

Май

«Морской бой»

«Ветер по морю гуляет»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Большой таз с водой, модель парусника, бумага прямоугольной формы (для изготовления корабликов)

«Где растения быстрей получат воду?»

Выявить способность разных почв пропускать воду.

Вода, воронки, стеклянные палочки, прозрачная ёмкость, вата, почва из леса, сада, с тропинки.