1.Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии. Политология - особая отрасль науки, изучающая полит организацию и полит жизнь общ-ва, законы ее функционирования и изменения полит отношений.

Определяя содержание и назначение политологии, выделяют ее 2 качественных направления: 1)Политология как наука, занимающаяся исследованием истории мировой полит мысли и полит систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением полит теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает полит концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей полит мысли. 2)Политология как учебная дисциплина, как одно из важных средств формирования полит культуры гр-н, студентов. Она дает представление о полит сфере общ-ва, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных полит противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общ-ва, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и полит деят-ть.

Объект политологии-пол-ка или полит сфера общ-ва,включающая в себя соц.институты и организ-ии.

Предмет политологии- закономерности становления, функционирования, распределения, изменения полит власти.

2. Структура полит науки. Методы и функции политологии.

Структура политологии: 1)полит теория (методологические основы теории и истории полит мысли) 2)полит институты и полит системы (изучение гос-ва, партий, общественных организаций и движений) 3) социальные компоненты власти (формы и методы полит руководства общ-вом, правящая элита, полит лидерство и др.) 4)полит культура 5)полит поведение 6)международные отношения и внешняя пол-ка

Методы: 1)общенаучные, к кот относятся анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция; 2)специфические: системный метод, психологический, институциональный, сравнительный; 3)эмпирические: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, изучение документов, анкетных данных, интервью

Функции: 1)теоретико-познавательная (формирует знания о пол-ке и ее роли в общ-ве ).

2)мировоззренческая (способствует выработке определенного видения полит действительности). 3)методологическая (означает, что выводы полит науки могут выполнять роль основы для более частных полит теорий). 4) регулятивная (усвоение полит знаний путем прямого влияния на полит д-вия). 5)прогностическая (разработка вероятного знания относительно развития процессов в полит сфере; любое полит решение должно быть спрогнозировано) 6)аксиологическая (оценочная). 7)воспитательная(патриотизм).

3. Становление и развитие политологии, ее взаимосвязь с другими науками.

Первые формы специализированного отображения и осмысления мира пол-ки сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. С середины 1 тысячелетия появляются первые полит категории, дефиниции, а затем – и целые концепции, носящие философско-этническую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля.

Постепенно полит мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этнической формы. Наиболее четкое отмежевание полит науки от богословия, философии, этики, истории осуществил в 16 веке Макиавелли. Он выделил полит исследования в качестве самостоятельного научного направления, что ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку.

Однако только к середине 19 века пол-ка выделилась в предмет самостоятельного исследования. Этапом развития политологии как науки и учебной дисциплины в Германии можно считать образование в первой половине 16 века правовой школы.

В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился.

Полит наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с другими быстроразвивающимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. С самого зарождения полит наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этническими, историческими, а впоследствии – социологическими и правовыми исследованиями. Политология – совокупность специализированных наук, научных дисциплин в пределах собственно полит знания и совместных с другими науками субдисциплин, за счет которых это знание расширяется.

4.Политическая мысль Древней Греции. Политические взгляды Аристотеля, Платона

Платон (427-347 до н.э.).

В своих произвед. «Государство», «Политик», «Законы» рассматр. Происхожд.гос-ва, его формы и т.д. По Платону гос-во возникло потому, что у людей существует огромное кол-во потребностей, кот. они в одиночку удовл.не могут, поэтому вынужд.объединяться. От природы каждому человеку присуща способность к какому-то опред.виду труда. Платон осуждал все сущ.формы правления. Он осужд.демократию, ненавидел теранию, отр.относился к олигархии и тимократии (власть военных). Этим извращенным формам он противопоставлял своё идеальное гос-во («Прекрасный город»). В его гос-ве сущ. 3 сословия:

1)Правители-философы.

2)Стражи (войны).

3)Земледельцы и ремесленники.

Ропот населения Платон предлагал усмирять при помощи соц.мифа: все люди братья, у них одна общая мать-земля, на кот.они обитают и кот. обязаны защищать. Однако, они всё же не равны, потому что, когда боги создавали людей в недрах земли, они к одним добавили золото, к другим серебро, а к третьим медь и железо.

Платон говорил, что трудно будет заставить нынешние поколения поверить в миф, но с каждым послед.поколением это будет сделать всё легче.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Политич.учение Аристотеля излож.в его работе «Политика», «Афинская полития». Он понимает справедливость как общее благо. Отсюда гл.цель политики- достижение общего блага. Однако, политик должен учитывать, что человек подвержен страстям и его природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить целью воспитание совершенного гражданина. Достаточно того, чтобы все граждане обладали добродеятелью гражданина- умение подчиняться власти и законам.

Аристотель различает в политич.устройстве 3 части:

1)Законодательная.

2)Административная.

3)Судебная.

Гос-во сост.из граждан, кот.исполняют воинскую, судебную, административную и жреческую ф-цию. Рабы гражданами не явл. Аристотель рассм.происхожд.гос-ва которому предшествовали такие формы человеч.общежития как семья и селение. В семье Аристотель различал власть господскую (над рабами) и власть домохозяина(над женой и детьми). Для Аристотеля власть в гос-ве – это продолжение власти главы семьи (патриархальная теория происхождения государства. Ар-ль выделял в форме полит.устр-ва:

3 правильных – монархия, аристократия, полития – служат общему благу.

3 неправильных – тирания, олигархия, демократия – служат лишь частным интересам одного человека, меньшинства или большинства.

5. Политическая мысль Древнего Рима

История Древнего Рима разделяется на три этапа: царский период, республиканский период и императорский период.

Царский период был основан на пантеоне греческих богов. Государство этого времени – монархия. Был сбор старейшин – Сенат. Весь римский мир делился на патрициев и плебеев (высших и низших). Между ними существовала постоянная борьба. Эту проблему попытался решить Туллий. Он провёл реформу, по которой плебеи были причислены к гражданам.

Республиканский период. Основой системой управления была двойственность. У власти находилось два лица, которые могли принимать значимые решения, и тем самым сдерживать друг друга. Представители: Юлий Цезарь, Тит Лукреций Кар, Марк Туллий Цицерон. Большинство мыслителей добивались демократизации, а Юлий Цезарь наоборот установил диктатуру. Тит Лукреций Кар отстаивал природную теорию появления общества. Развивал мысли древнегреческих философов о договорном характере государства. Он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей. Цицерон же, хотел добиться идеального государства путём объединения разных форм правления и разных слоёв общества. Цицерон пришёл к выводу о том, что условием свободы является подчинение закону всех. В трактате “О государстве” он определял государство как “дело народа”, а народ – как совокупность граждан, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Придерживался мнения о круговорот государственных форм. Лучшей формой государства считал смешанную форму правления. Подчеркивал особую роль государственного лидера в жизни общества. Сформулировал собственную теорию естественного права. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

Императорский период – Рим превращается в империю. Представители: Стоики, Сенека, Эпиктет, Антонин, Юристы. Сенека считал, что все должны подчиняться правителям и избегать политического участия. Эпиктет был пассивен в политике и осуждал рабовладельческий строй. Юристы развивали правовые основы юридические науки.

В Древнем Риме возникает проблема не персонализированного управления большим государством. Связи с этим возникает универсальная норма регулирования общественно-политической жизни (римское право). «конспект»

6.Политическая мысль христианского средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский

Средневековая политическая мысль связана с исключительно сильным влиянием на неё христианской религии и римско-католической церкви. Одной из центральных проблем политического знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Этот вопрос мыслителями средневековья разрешался в пользу церкви.

Важное место в учении Августина занимают проблемы человеческой свободы и воли. Человек рождается свободным, но в государстве сталкивается со многими ограничениями свободы. Чтобы преодолевать их, необходимо проявлять сильную волю, в т. ч. политическую. По Августину, бог не только сотворил мир, по и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Богом, полагал он, установлены и сословия. Такова воля бога. Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Власть государя обусловлена божьей волей. В борьбе церковной и светской власти за влияние и господство он был на стороне церкви. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию. Монах должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог – в мире.

7.Политическая мысль Возрождения (Н. Макиавелли)

Макиавеллисты, социалисты-утописты (отрицали частную собственность) – составляющие политической мысли Возрождения.

Первым крупным мыслителем эпохи Возрождения явился итальянец Николо Макиавелли (1469 – 1527). Он явился основоположником учения о политике как науке об управлении государством. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». При этом под «фортуной» у итальянского мыслителя имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные способности и таланты государя при решении политических задач.

Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых – интересы государства.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» для обозначения любого политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос о приобретении и удержании политической власти. Сравнивая различные формы государства, предпочтение Макиавелли отдает республике. По его мнению, только в ней и могут развиваться способности человека, реализоваться равенство и свободы людей. Республика, по мысли Макиавелли, более устойчивая, чем монархия.

Вклад Макиавелли в политическую науку состоят в следующем.

1. Раскрыл социальную природу политики. Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп, отдельных индивидов) по поводу осуществления власти в обществе. Основной вопрос политики – есть вопрос о власти, главным образом, государственной.

2. Обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни (экономики, культуры и др.), собственную логику ее развития.

3. Различал понятия «общество» и «государство», государство рассматривал как политическую форму организации общества.

Создавая теорию управления государством, Макиавелли говорит, что ради достижения политических целей правитель не должен останавливаться перед обманом, грубой силой, изменой – все средства хороши в области политики.

Наилучшей формой государства (правления) Н. Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление), демократии (свобода и участие народа в управлении).

Макиавелли его работа «Рэкс» т.е. царь. Это один из руководителей Фруитинской республики, которая серьёзно ослабла из-за внутренней политической борьбы и была захвачена миланским герцогом Лоренцо Медичи (конспект).

8.Политическая мысль социалистов-утопистов

Утопия (от греч. – Место) означает: место, которого нет. В научной литературе под утопией понимается описание общественной, политической и частной жизни людей воображаемой страны, соответствующую тому или иному идеалу социальной гармонии.

Первый такой утопический описание воображаемой государства сделал уже упоминавшийся нами представитель политико-правовой мысли Древней Греции Платон в диалоге “Тимей” и в “Республике”, где содержались принципы общественного благоустройства.

Дальнейшего развития подобные утопические взгляды на государство, право и общество вступили в эпоху Реформации, главным направлением которой было “исправление” официальной доктрины католического Рима, изменение церковного устройства, отношений двух социальных институтов общества: церкви и государства.

В 16-17 вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Корень всех зол – частная собственность. В ней авторы видят причину нищеты масс, преступности, всяческих несправедливостей и т.д. Т.Мор утверждает в “Утопии”, что пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма, на правильное и успешное течение государственных дел.

Т. Мор предлагал четко определить функции государства, основными из которых должны были быть: организация производства товаров и продуктов и их распределение, борьба с преступлениями, обеспечения мира.

Реально существующему обществу он противопоставляет воображаемую страну Утопию, в которой нет частной собственности не только на землю и средства ремесленного производства, но и на всю производимую продукцию. Почти все мужчины и женщины должны постоянно трудиться под надзором специальных должностных лиц, пользуясь взамен правом получения необходимых средств к существованию, с общественных складов. Тем самым полностью устраняются условия для проявления негативных сторон человеческой природы (эгоизма, алчности, жадности), возникающие в результате существования частной собственности, и исключается опасность появления социального неравенства.

Определенные непривлекательные работы (забой скота, вывоз нечистот и т.д.) должны были исполняться рабами, статус которых не был наследственным.

Утопические идеи Т. Мора развивал через века итальянец Т. Кампанелла (1568-1639) в труде “Город Солнца”. Он поддержал своего предшественника, определяя частную собственность первоисточником общественного неравенства и несправедливости, а идеальным видел такое государственное устройство, основанный на общей собственности людей и общей собственности на средства производства.

Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь.

9.Теория общественного договора в трудах мыслителей 17-18 вв

17-18в.в. время зарождения в Европе гос .бюрократического аппарата . Например , вестфальский мир 1648 заключался не между монархиями , а между государствами.

Т.Гоббс рассматривает государство как вариант самоорганизации людей, кот. Осмысленно и целенаправленно отказались от самостоятельной реализации собственных интересов в пользу общественного договора, при котором человек соблюдая нормы этого договора приобретает больше, чем теряет

теория происхождения государства, выдвинутая в XVII—XVIII вв. Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо

10.Политическая мысль К.Маркса и Ф.Энгельса Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ пол-ки, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и пр-ва для обмена, появление частной собственности привели к соц неравенству, возникновению классов. Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет полит характер. Пол-ку же они определяли как организованное насилие одного класса над другим.

11. Развитие полит мысли в Западной Европе в 19 веке.

Соц-полит ситуация в Европе в 19 веке после Великой французской буржуазно- демократической революции, в результате которой произошел переход от мануфактурного пр-ва к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные полит мыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь, реализацию «личной свободы», свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства гос-ва в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общ-ва, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям, Этот принцип лег в основу нового направления – утилитаризма.

Основоположник утилитаризма – И. Бентам. Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязаны были обеспечить демократическое гос-во.

Первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного гос-ва. Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести ущемлению прав меньшинства.

А. Токвиль, Дж. Милль. Токвиль отмечал положительные стороны демократии, в частности улучшение благополучия большинства гр-н и предоставление им широкого полит участия. Он обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления тирании большинства над меньшинством, рост буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации гос управления, соц подчинению. Преодолеть недостатки демократии можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных полит и гражданских ассоциаций. Милль выступал против тирании большинства над личностью. В качестве основного средства, сдерживающего развитие демократии и вызывающего усиление власти невежд, он выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы. Такие выборы позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту.

12. Развитие полит мысли в России.

Возникнув в рамках философско-религиозной традиции, русская полит мысль выполняла практические функции, связанные с обоснованием власти.

В соответствии с этапами становления и развития русской государственности можно выделить следующие периоды развития русской полит мысли России: 1)период Киевской Руси (9-13 вв.); 2)период образования и укрепления Московского гос-ва (14-16 вв.); 3)период становления и усиления абсолютизма (17-18 вв.); 4)период разложения феодально-самодержавного строя (19-начало 20 вв.); 5) советский период (1917-1991); 6)постсоветский период (с 1991 по сей день);

В период Киевской Руси полит мысль обосновывала необходимость объединения русских земель, укрепления власти князей. Определяющее значение в ее развитии имело официальное принятие в 988 г. византийского христианства. С христианством на русские земли проникают новые представления о происхождении гос-ва, правомерности господства правящей династии, путях укрепления власти. Высказывается идея ответственности князя перед народом.

В 14-16 вв. центром объединения русских земель стало московское гос-во. В полит мысли на первый план вышли проблемы обоснования неограниченной власти монарха и проблема соотношения церковной и гос власти.Филофей: история человечества представляет собой историю возникновения, торжества и гибели трех мировых царств. Первое и второе мировые царства – Древний Рим и Византия – погибли из-за отступления от истинного христианского учения. Последнее, третье царство, оставшееся после гибели Византии в 1453 г. под натиском турок,- Москва.Курбский: необходимость ограничения всевластия монарха.Пересветов: идеи повышения эффективности царской власти. Разработал программу реформ в системе управления, военной организации, законодательства и судоустройства. Условиями величия гос-ва должны стать абсолютная власть царя, опирающегося на служилое дворянство, правовое оформление деят-ти органов власти, распределение поощрений по заслугам.

Со 2-й половины 17 в. Происходит преобразование сословно- представительской монархии в абсолютную. Возникают идеи просвещенного абсолютизма, которые отстаиваются Прокоповичем, Татищевым и Посошковым. Неограниченная власть в них оправдывается с позиций разума и общего блага.

Радищев выдвигал идеал народного правления в форме федерации свободных городов по примеру Древнего Новгорода.

Полит идеи России 19- начала 20 вв. развивались под влиянием процессов разложения феодально-самодержавного строя. В России этого времени оформились различные идеологические течения. Либерализм в России начала 19в. представлен либерально-дворянским течением (Сперанский, Карамзин) и дворянско-революционным (Пестель, Муравьев).

Революционно-демократическую идеологию развивали Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев. Единственным ср-вом свержения самодержавия они считали народное восстание, революцию. Верховная власть народа осуществима в виде республиканской формы правления, созданной на основе крестьянской общины.

Идеи демократии и крестьянского социализма развивались в теории и практике народничества, в котором оформились 2 направления – революционное (Бакунин, Лавров, Ткачев) и либеральное (Михайловский, Воронцов).

В конце 19в. в России появляется марксизм (Плеханов, Ленин, Бердяев). Центральное место в работах русских марксистов того времени занимает критика народнических идей самобытного пути России к социализму. В начале 20в. марксистское движение в России разделялось на 2 направления – реформистское (меньшевики – Мартов, Плеханов) и радикально-революционное(большевики – Ленин, Троцкий, Каменев), которое , осуществив вооруженный захват власти, покончило как с самодержавием, так и с полит плюрализмом.

В советское время (с 1917г. до середины 1980-х годов) господствующим направлением полит мысли был марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей. Теория Маркса в них дополнялась такими концепциями как построение коммунизма в отдельно взятой стране, создание материально-технической базы для построения коммунизма и т.п.

13. Эволюция полит мысли в Беларуси.

Если в основу периодизации истории полит мысли Беларуси положить основные этапы cоц-эконом и полит развития белорусского общ-ва, то можно выделить 7 периодов:

1)средневековье (11-15 вв.). Складывание бел народности, возникновение раннефеодальных гос-в (Киевской Руси, Великого княжества Литовского), период противоречивых религиозных процессов. Первые памятники соц-полит мысли Беларуси относятся к 12в. и связаны с деят-тью Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климента Смолятича.

2) Возрождение и Реформация (15-16вв.). Происходит переход к сословно-представительской монархии. Активизируется эк, полит и культ развитие белорусско-литовского общ-ва. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Распространяются идеи гуманизма, начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной лит-ры и искусства. Формируется нац философская, правовая и общественно-полит мысль. В этот период становятся популярными идеи естественного права, равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозной терпимости и полит плюрализма, свободного и независимого рационального развития. Представители: Скорина, Гусовский, Тяпинский, Будный, Сапега.

3)контрреформации и феодально-католическая реакция (нач. 17-сер. 18 вв.) характеризуется преобладанием религиозно-полемической лит-ры, отражающей доминирование клерикальной идеологии при появлении идей вольнодумства, материализма. В этот период сложилась и система среднего образования, а в 1579 появился первый в Восточной Европе университет. В религиозной полемике обсуждаются вопросы гос суверенитета, права, церковной власти. Защитники католицизма и унии – Скарга, православные полемисты – Смотрицкий, Филлипович, ранние просветители – Полоцкий, Лыщинский, Копиевич.

4)просвещение (2-я пол. 18в.). Распространяются идеи естественного права и договорного происхождения гос-ва. Возникают различные проекты улучшения общественно-полит строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. С просветительскими идеями выступают Нарбут, Костюшко, Карпович. Принимается одна из первых в мире конституций – Конституция 3 мая 1791г., но речь Посполитая утрачивает суверенитет и территориальную целостность.

5)отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795-1918гг.). Главной проблемой собственно бел общественно-полит мысли становится обоснование права бел народа на национально-культ автономию и полит самоопределение. В этот период формируются важнейшие идейные направления общественно-полит мысли. Либеральное направление (Бобровский, Данилович, Чечот, Мицкевич), консервативное (Гаворский, Коялович), революционное (Волович, Савич, Калиновский). В этот период появляются газеты группы белорусских студентов.

6)Советская Белоруссия (1919-1991). Первый этап этого периода характеризуется продолжением развития идеи нац государственности. Деятели этого этапа – Луцкевич, Ластовский, Червяков, Тарашкевич. Появляются белорусские вузы и научные учреждения. Послевоенную правовую мысль в Беларуси развивали Мартинович, Головко, Кучинский.

7)Современный период (90-е годы 20-нач 21 вв.). Важнейшие обсуждаемые в этот период проблемы – гос независимость и гос строительство в Беларуси, проблемы постсоветских трансформаций, полит лидерство. Развитие политологии в этот период связано с именами: Антанович, Божанов, Решетников, Шалькевич.

14. Понятие, структура и функции политики.

Политика- деят-ть в сфере отношений между большими соц группами и структурами по поводу установления, распределения и функционирования полит власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

В структуру пол-ки входят 2 группы эл-тов:

1)субъекты пол-ки- индивиды, соц группы, организации, кот. участвуют в процессе реализации власти или оказывают воздействие на нее. Существует 3 категории субъектов: 1.соц институты(гос-во и его институты, профсоюзы, международные организации); 2.соц общность (слои, нации, элиты, профессиональные группы); 3.отдельные личности («полит люди», граждане).

2) эл-ты пол-ки: 1.полит интерес – внутренний, осознанный, постоянный источник полит поведения, побуждающий людей к постановке целей и осуществлению конкретных полит действий по их достижению; 2.полит сознание: а)полит психология,б)полит идеология; 3.полит власть – возможность и способность навязывать свою волю другому; 4.полит организация – совокупность гос и негос институтов, отражающих интересы личности, общ-ва, гос-ва; 5.полит взаимоотношения (сотрудничество, партнерство, господство, подчинение); 6.полит деят-ть – разновидность соц активности субъектов, реализующих свои полит интересы;

Функции пол-ки:1)Управленческая (ф-ция выражения и согласования отношений разных соц групп); 2)Интегративная (обеспечивание целостности и стабильности общ-ва); 3)Рационализаторская(превращает собств проблемы в явные,создавая тем самым условия для их решения); 4)Ф-ция полит социализации(взаимод-вие ч-ка с гос-вом); 5)Контрольно-распорядительная.

15. Понятие, основные черты и функции полит власти. Легитимность власти.

Полит власть- это реальная возможность и способность соц субъектов проводить свою волю в пол-ке и правовых нормах, оказывать определенное воздействие на деят-ть и поведение людей посредством авторитета, права, насилия.

Основные черты полит власти: 1.Суверенитет(безусловное верховенство); 2.Легитимность(сочетан форм и неформ основ подчинения); 3.Доминирование властной воли; 4.Наличие особого аппарата управления; 5.Монополия на регламентацию жизни общ-ва; 6.Право на принуждение в отношении отдельных индивидов или общ-ва в целом;

Функции полит власти:1.Стратегическая; 2.Разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общ-ва; 3.Оперативное управление и регулирование общественных процессов с помощью имеющ ресурсов,не искл принуждения и насилия; 4.Контроль за важными направлен развития общ-ва и за состоянием его стабильности.

Легитимность власти- законность процедур приобретения ее, общественное утверждение, признание, объяснение и оправдание власти, добровольное, сознательное, осознанное ей подчинение.

Легитимная власть авторитетна и эффективна. Вебер разделил легитимность власти на 3 типа: 1.Традиционная(повиновение власти, вера в ее законность, власть авторитета обусловлены неписаными нормами вековых традиций, обычаев, нравов, кул-ры. Согласие с властью основано на авторитете прошлого, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков, системы убеждений) 2.Харизматическая (власть авторитета, признание, повиновение ей основаны не на традиционном почитании, авторитете прошлого, привычке, а на восприятии лидера последователями как человека, наделенного свойствами исключительности, святости) 3.Рационально-легальная (власть и легитимна, и легальна. Легальность власти означает, что она образована согласно конституции, другим узаконенным в общ-ве правовым процедурам и правилам. Рациональность власти означает добровольное согласие с нею, с ее законностью и принимаемыми решениями)

16. Субъекты, объекты и ресурсы полит власти. Механизм и ресурсы осуществления полит власти.

Субъекты власти-носители власти,активно действующ величина в системе власти,от кот исходят приказы,указания,команды и распоряжения.

Выделяют 3 уровня субъектов власти:1)Гос-во и его институты;2)Элиты и лидеры; 3)Уровень полит партий.

Объекты полит власти- явления, предметы, учреждения, население в целом, на руководство или управление которыми по законам или подзаконным актам направлена деят-ть властей.

Ресурсы полит властисредства,возможности, кот использует власть в интересах общ-ва или каких-либо общественных сил, включая и саму власть.Ресурсы:принуждение,насилие,поощрение,убеждение,право,традиции.

Функционирование полит власти осуществляется посредством спец механизма, главными составляющими кот являются: 1) господство; 2)руководство; 3) управление; 4)организация; 5)контроль.

Сущность полит господства состоит в исследовании ситуации, анализе задач пол-ки и власти, выборе важнейших из них и принятия необходимого решения по выполнению этой задачи и проектированию соответствующего полит процесса, кот должен завершиться достижением необходимой цели. Руководство-вторая составляющая властного механизма, на стадии кот осуществляется координация выбора целей и принимается окончательное решение. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функцию синхронизации деят-ти всех участников процесса по реализации намеченных целей. Организация- вид оперативной практической деят-ти по реализации решений и сформированных целей. Контроль отслеживает конечные результаты, реальные показатели, степень фактического достижения намеченных целей, является механизмом саморегуляции и взаимосвязи всего процесса властвования. Носители полит власти обладают уникальной системой ресурсов. По сферам проявления они делятся на ресурсы, порождаемые самим общ-вом; ресурсы, возникающие в сфере пол-ки; общественные ресурсы; собственно полит ресурсы власти. Они могут применяться для поощрения, наказания ли убеждения.

17. Понятие полит ситемы общ-ва. Структура полит системы.

Полит система- совокупность гос и негос институтов и отношений, посредством кот в общ-ве осуществляется полит власть.

Структура полит системы включает подсистемы: 1)институциональная (совокупность основных институтов и взаимоотношений между ними). Центральное место принадлежит гос-ву, важную роль играют полит партии. 2)нормативная: – формальная(законодательные законы );-неформальная. 3)функциональная (совокупность приемов и методов осуществления власти). 4)коммуникационная(включает все каналы полит взаимодействия).

5) идеологическая подсистема. 6)культурная(совокупность типичных полит установок, ориентаций, ценностей и моделей полит поведения).

18. Функции полит системы общ-ва. Типы современных полит систем.

Функции полит системы:1.организаторская или управл(определение стратегии полит разв и перспектив,отвечающ за целеполагание); 2.интегративная(обеспечение ф-ния общ-ва как 1 целого); 3.регулятивная(упорядочение пол повед-я и пол отн-ний в гос организац-м общ-ве); 4.мобилизационная(конкуренц общ ресурсов на важнейш направления развития общ-ва); 5.распределительная(распред-е произведен общ-м матер благ); 6.легитимности,легитимизации

Типы полит систем: 1)по формам правления:демократические,недемократические;

2)по месту сосредоточения исполнительной власти:,президентские,парламентские, смешанные; 3) по полит режиму:тоталитарные,авторитарные,демократические 4) по типу гос-ва:монархия,республика; 5) по взаимодействию с окр средой:открытые,закрытые.

19. Полит система РБ.

Современная полит система РБ сформировалась под воздействием объективных и субъективных факторов, которые сложились в стране в сер 80-х гг 20 в. Замена старой полит системы новой осуществилась радикальным путём. Гос власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, гласности и плюрализма.

Полит система РБ – это организационно-правовой механизм, посредством которого народ РБ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляя гос-вом, определяет и проводит внутреннюю и внешнюю пол-ку.

Структура полит системы РБ:1)гос-во,2)полит партии,3)общественные объединения,4)трудовые коллективы

Формализация новой полит системы, ее юридическое оформление материализовалось в Конституции РБ 1994г. (с изменениями и дополнениями 24 ноября 1996).

Формирование новой полит системы характеризовалось кардинальными изменениями ее структуры и ф-ций. Появились новые полит институты власти и управления – президентство, двухпалатный парламент, Конституционный суд и т.д. Качественно изменились цели и задачи ранее существовавших органов власти и управления: гос-во было объявлено унитарным демократическим, правовым; общ-во – гражданским; парламент стал постоянно действующим.

Современная полит система республики значительно усложнилась и характеризуется не только количественным расширением, но и качественным изменением ее соц базы. Основу полит системы теперь составляют и новые соц слои общ-ва, и новые, умножившиеся полит партии, общественные движения. В РБ взято направление на укрепление, совершенствование демократических принципов образования, организационного построения и функционирования полит системы. В полит системе республики заложена база для достижения более полного включения членов общ-ва в полит жизнь. Предусмотрено функционирование в структуре полит системы массовых акций – митингов, собраний и т.п. Сформировались различные группы единомышленников, союзы и т.п. Выборы кандидатов на гос должности стали осуществляться через участие в данном процессе полит партий и общественных организаций. Произошло реформирование избирательной системы.

Гос власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, гласности и плюрализма. Развитие конституционного процесса и системы суверенитетов коснулось местного управления и самоуправления. Это в какой-то мере ослабило властные полномочия центра и расширило компетенцию местных властей. Данные процессы сопровождают и переход к разнообразным формам собственности и методам хозяйствования, что также стало новым явлением в полит системы республики.

РБ из парламентской превратилась в президентскую. ЕЕ полит система стала классифицироваться как президентская.

20. Полит режим как характеристика полит системы.

Полит режим- это система методов, приемов, форм реализации полит власти, осуществления полит отношений в общ-ве,т.е. способ функционирования полит системы общ-ва, кот создается в ходе взаимодействия гос власти со всеми другими полит силами. Признаки полежима:1)степень участия народа в мех-мах формир-я пол.власти;2) степень участия народа в непосредств-ой реал-ии власти;3)соотнош-е прав и свобод ч-ка с правами и свободами гос-ва,признан-е или непризн-е естеств-х прав личн-ти и их реальная гарантиров-ть;4)хар-ка реальных мех-мов власти в общ-ве;5)место и роль негос-х структур в полит с-ме общ-ва;6)соотнош-е полномочий м/д исполнит.и законодат-ми власти;7)полож-е ср-в СМИ,наличие цензуры,степень гласн-ти и «прозрачн-ть»гос.аппарата;8)тип полит.повед-я(активн.или пассивн.) и форма полит.участия(организов-я или стихийная);9)хар-р полит.лидерства;10)сп-бы урегулиров-я полит.конфликтов(дистанция от силового подавл-я до консенсуса);11)учёт интересов меньшинства при принятии полит решений(национ.,религиозн.);12)степень верховенства закона во всех сферах общ.жизни(соотнош-е для регулир-я общ.жизни законодат-вом и подзаконных актов);13)полит-ое и юридич-ое полож-е,роль и статус в общ-ве силовых стр-р гос-ва(армия,органы гос.безоп-ти).Пол реж:1.демократич пол реж. 2.недемократ пол реж(авторит,тоталит)

21. Тоталитаризм: сущность, характерные признаки и разновидности.

Тоталитаризм- это полит режим, стремящийся к установлению абсолютного тотального контроля над различными сторонами жизни всего общ-ва в целом и каждого человека отдельности.

Характерные черты:

1)гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни

2)монопольный гос контроль над эк-кой, СМИ, кул-рой, религией, вплоть до личной жизни, до мотива поведения людей

3) неправовое регламентирование общественных отношений, которые базируются на принципе: дозволено только то, что не прямо разрешено законом

4)базирование гос власти на бюрократическом способе формирования, но закрытым от общего воздействия законом, не доступен для контроля со стороны народа

5)доминирующим методом управления являются насилие, принуждение, террор

6)господство 1-й партии, фактическое сращивание ее с гос аппаратом

7) запрет аппозиции

8)экономической основой тоталитаризма выступает крупная собственность, независимо от формы (частная или гос)

9)наличие одной официальной идеологии, плюрализм практически устранен

Разновидности тоталитаризма:

1)фашистский(Италия)

2)национал-социалистский(Германия)

3)сталинский(СССР)

4)полпотовский(Камбодже)

22. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.

Авторитаризм – это гос полит устройство общ-ва, в котором полит власть осуществляется конкретным субъектом.

Особенности:

1)наличие у гос-ва лишь основных рычагов воздействия на гос полит жизнь

2)ограничение и строгая регламентация полит прав и полит поведения отдельных гр-н и общественно-полит объединений.

3)отсутствие развитого и многочисленного репрессивного аппарата

4)основным правовым принципом выступает разрешение гр-нам всего того, что не запрещено гос-вом

5)наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба)

23. Демократия: понятие, принципы и современные теории демократии. Предпосылки и пути перехода к демократии.

Демократия – полит режим, при котором обеспечивается абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти, реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гр-на.

Принципы:

1)народный суверенитет, т.е. признание всеми того, что народ – источник власти и носитель верховной власти

2)равные возможности участия в полит жизни для всех совершеннолетних гр-н

3)свобода выражения мнений по вопросам гос важности

4)информированность гр-н, гласность и открытость при решении проблем гос и общественной значимости

5)принятие решений гос и общественного масштаба методом голосования

6)подчинение всех гр-н воле большинства при верховенстве принятого в установленном порядке закона и гарантиях прав меньшинства

7)выборность основных органов власти и должностных лиц гос-ва

8)сочетание прямых и опосредованных форм волеизъявления гр-н

Предпосылки:

1)эк (предполагают высокий уровень развития эк-ки, причем эк-ки , базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Многоукладная рыночная эк-ка гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального гос контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность)

2)соц (относительно высокий уровень благосостояния гр-н, что способствует сглаживанию соц неравенства)

3)полит (демократии более всего соответствует гражданская кул-ра, при которой обеспечивается органическое сочетание прав и свобод гр-н с их ответственностью перед общ-вом и гос-вом)

4)внешнеполит (важна помощь гос-в, уже воплотивших демократию. Однако насильно привнесенная извне демократия без естественных внутренних предпосылок обречена на неудачу)

В наст время переход общ-ва к демократии осуществляется в основном эволюционным путем. Предстоит реализовать на практике права и свободы гр-н, принцип разделения властей. Необходимо воплотить в жизнь и др. конституционные нормы, без которых общ-во не может ощутить

24. Теории происхождения гос-ва. Понятие. Признаки и функции гос-ва.

Концепции происхождения гос-ва:

1)Божественная (теократическая) связывает возникновение гос-ва с божьим установлением, «божьим промыслом»,источником власти явл воля Бога,глава гос-ва-наместник бога на земле: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Аквинский считал, что процесс создания гос-ва похож на сотворение мира Богом. 2)Патриархальная рассматривает гос власть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен – в более крупные общности. 3)Общественно-договорная выводит гос-во из добровольного соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях организации общественной жизни. 4)Материалистическая(марксист). Гос-во – полит машина для подавления господствующим классом трудящихся масс. 5)теория завоевания.гос-во-результат террит завоеваний.

Гос во- исторически сложившийся полит институт, реализующий властные полномочия по руководству и управлению основными сферами общественной жизни в пределах определенной территории. 6)психологическая.гос-во рождается из людей. 7)соц-эконом(сущ-т разделение ф-ций и гос-во выдел свои ф-ции управления и явл-ся логическим завершением гос-ва

Государство-правовая форма организации и функционирования полит власти.

Факторы возникновения гос-ва:1.географический, 2.торговля,3.внешнее влияние,4.информационный фактор,5.демография,6.идеология.

Признаки гос-ва: 1)Территория (физ, матер. основа гос-ва); 2) население (человеческое сообщество, проживающее на территории данного гос-ва и подчин. его власти); 3) суверенитет (независимое верховенство). 4)публичная власть(наличие специальн слоя управленцев,приним решения). 5)монополия на легальное применение силы. 6)право взымания налогов. 7) обязательность членства в гос-ве.

Функции:1.Экономическая (организация эконом процессов при помощи налогов и денежно-кредитной системы)4

2.Социальная (удовлетворение основных потребностей населения: работа, жилье, здравоохранение, образование);

3.Правовая (установление правовых норм, охрана и подразумевание правопорядка); 4.Культурно-воспитательная;

5.Экологическая; 6.Организаторская; 7.Образовательная; 8.Полит (обеспечение полит стабильности и осуществление властями избранного курса).

25. Формы гос правления и их характеристика. Гос-территориальное устройство.

Форма гос правления- порядок образования и организации высших органов власти, их взаимоотношения друг с другом, и с населением.

2 формы правления:1.Монархия2.Республика

Монархия- форма правления, при кот власть полностью либо частично сосредоточена в руках монарх.

Признаки:власть передается по наследству,власть осуществляется бессрочно,власть не зависит от воли населения

Разновидности:-неограниченна,абсолютнаяя (власть монарха ничем не огран, Саудовская Аравия)

- ограниченнаяонституционная (полномочия монарха ограничены конституцией,2 вида: а)дуолистическая(монарх наделен исполнительной властью и лишь незначительн законодательной)б)парламентская(монарх обладает представительскими фун-ми);

Республика- форма госуд правления,в кот гос пол власть явл 1.избираемой,2.срочной(имеет опред срок дей-я),3.подконтрольной со стороны избирателей.

Виды:1.президентская,2.парламентская,3.смешанная



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст