Анализ работы методического объединения учителей начальных классов

за 2009-2010 учебный год.

Планирование работы на 2010- 2011 учебный год.

Руководитель м.о. Сурикова Н.Г.

Состояние образовательной системы в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, причем во второй половине ушедшего века в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХI веке.

В российской системе образования наработан богатый исследовательский и практический опыт, результатом которого стали эффективные модернизационные процессы в начальной школе – как в содержательном, так и в методическом аспектах. Свидетельством этому является множество вариативных концепций, программ, учебно-методических комплектов, внедрение новых технологий, направленных на развитие личности и формирование круга компетенций учащегося.

В настоящее время система образования базируется на принципах полистандартизации (наличие различного вида общеобразовательных и профессиональных стандартов по отдельным направлениям обучения и возможности их самостоятельно выбирать), децентрализма (предоставления большей самостоятельности и инициативы образовательным учреждениям) и оптимизации (возможность самостоятельно организовывать свой учебный процесс в соответствии с ситуацией).

Вместе с тем, появление разнообразия мнений неизбежно порождает критику, неоднозначное отношение к инновациям. Обсуждение новых идей ведется как на уровне научных симпозиумов, так и в сообществе педагогов-практиков. В образовательном учреждении решение этой задачи является одним из приоритетных направлений методических объединений (МО) учителей.

В последнее время всё чаще уделяется внимание психологическим аспектам возрастного развития и становления младшего школьника – особенностей его учебной деятельности как ведущей в данном возрасте, формирование позиции ученика – субъекта образовательной ситуации, привнесение посредством обучения позитивных личностных изменений, коррекция и развития познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер ребенка.

Неизменно вопросом вопросов остается соответствие формы содержанию. В педагогическом аспекте эта диада подвергается конкретизации: какие методы, методики, технологии будут способствовать качественной и эффективной реализации содержания образования. При этом приоритет отдается технологиям, которые способствуют формированию у учащихся собственной позиции субъекта деятельности и собственного развития: проектным, исследовательским, проблемным технологиям, а также технологиям, позволяющим вести обучение на качественно новом техническом уровне, в частности, информационно-коммуникационным.

Наше методическое объединение в прошедшем учебном году работало над многими проблемами, которые возникли на современном этапе перед начальной школой. Одной из таких проблем стало изучение новых образовательных стандартов (ФГОС), которые приняты и будут апробированы на территории Астраханской области в новом учебном году. Члены м.о. приняли активное участие в обсуждении темы «Как помочь учителю начальных классов «войти» в новый стандарт» в интернетобсуждении (11 февраля 2010 года). Свои замечания по обсуждаемой проблеме разместили на сайте www/fsu-expert.ru. В обсуждении приняли участие все учителя, а разместили свои отзывы Аитова А.И., Лепёхина Л.С., Корякина М.А., Гнучева М.Н., Сурикова Н.Г.. На заседаниях методического объединения рассматривалось много теоретических и практических вопросов, которые предложили сами педагоги. С докладами выступали Корякина М.А. («Учёт особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания»), Лепёхина Л.С. («Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»), Лозовская И.Е.(«Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачами»), Гнучева М.Н.(«Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников»), Янченко Н.Н. («Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению»), Сурикова Н.Г

(«Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников, электронные учебники, их роль в успешном обучении детей младшего школьного возраста», «Пропедевтическая работа на уроках русского языка»).

По предложению педагогов провели неделю начальных классов в новой форме. Это были «Познавательные олимпийские игры».

Целями проведения недели стали: создание условий к получению каждым учеником качественного образования в зависимости от его индивидуальных способностей; повышать интерес учащихся к учебной деятельности; вырабатывать у обучающихся самодисциплину и самоорганизацию.

В рамках недели прошли конкурсные дни русского языка «Как мы пишем» и математики «Как мы считаем» для учащихся 2-4 классов, материал для этих конкурсов подготовила Лепёхина Лариса Сергеевна.

Лучшими в конкурсе по русскому языку стали:

Гордеева Аида (2 «А»), Иноземцев Андрей (2 «Б»), Попова Елена (3 «А»), Боканёва Юлия (3 «Б»), Ходырева Маша (4 «А»), Сангаджиева Регина( 4 «Б»).

Лучшими в математике стали:

Воронцова Дарья (2 «А»), Утеуова Алина (2 «Б»), Кержина Юлия (3 «А»), Боканёва Юлия (3 «Б»), Захаров Артём (4 «А»), Куликов Дмитрий (4 «Б»).

В процессе проведения недели прошла выставка детских работ и рисунков, посвященные 65 -летию Победы «Салют, Победа». Выставка была организована для 1-4 классов. Работы были очень красивыми и содержательными. Учителя начальных классов постарались провести выставку достойно.

Учителя Аитова А.И., Галкина Е.Н., Сурикова Н.Г. подготовили и провели внеклассное мероприятие по литературному чтению «Вовка в тридесятом царстве». Мероприятие было показано для учащихся 1-4 классов. Праздник был представлен в форме путешествия к литературным героям. Весь праздник был хорошо подготовлен и оснащён музыкальным и компьютерным сопровождением. Огромную помощь в проведении праздника оказала В.И. Рындина, которая выступила в роли ведущей всего праздника.

А Корякина М.А., Лозовская И.Е., Эдняшева У.Б. подготовили и провели «День птиц». Этот праздник носил огромное воспитательное и экологическое значение для детей. Красивые костюмы и концертные номера, содержательная презентация стали украшением всего мероприятия.

Впервые учащиеся начальных классов провели своё заседание научного общества младших школьников «Солнышко» в форме защиты проектов. Провела заседание Лепёхина Л.С.

Были представлены проекты по разным направлениям.

2 «А» проект по теме, «Какая она гжель».

2 «Б» проект по теме «Подготовка цветочной рассады для пришкольного участка».

3 «А» проект по теме «Для чего птицам нужны гнёзда».

3 «Б» проект по теме «По страницам детских журналов».

4 «А» проект по теме «Награды Великой Отечественной войны».

4 «Б» проект по теме «Береги своё здоровье».

Надо заметить, что неделя прошла очень плодотворно. Учителя подошли к проведению недели творчески и очень активно.

В прошедшем учебном году учителя Аитова А.И., Лепёхина Л.С., Сурикова Н.Г. приняли участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок», который ежегодно проводит издательский дом «Первое сентября». Уроки размещены на сайте http://festival.1september.ru/. Удалось завершить работу по размещению уроков на сайт Астраханского института повышения квалификации и переподготовки Астраханского регионального центра дистанционного обучения www.arcdo.astripk.ru/ Уроки разместили Аитова А.И., Корякина М.А., Лепёхина Л.С., Сурикова Н.Г.. Большое внимание уделили участию в научно – практических конференциях разного уровня. Разместили свои публикации в материалах межрегиональной научно- практической конференции «Современная образовательная среда» по теме «Исследовательская деятельность младших школьников» Аитова А.И., Лепёхина Л.С., Сурикова Н.Г.. В материалах Всероссийской научно- практической конференции Наша новая школа» в рамках образовательной инициативы Президента Р.Ф. Д.А. Медведева опубликовали статьи по темам «Развитие системы поддержки талантливых детей» и «Сохранение и укрепление здоровья школьников» Аитова А.И., Лепёхина Л.С., Корякина М.А., Сурикова Н.Г..

Прошли курсы повышения квалификации в полном составе. На курсах обобщался опыт работы по УМК «Школа России» учителей Аитовой А.И., Гнучевой М.Н., Корякиной М.А., Лепёхиной Л.С., Суриковой Н.Г., Эдняшевой У.Б. Прошли очно- дистанционные курсы «Intel «Обучение для будущего» курс ТЕО2.

На курсах повышения квалификации приняли участие в работе сетевых сообществ и обсудили тему «Компетентность и компетенции вот в чём вопрос», руководила которым Рябушкина И.В. Прошли курсовую подготовку в «Школе научно – исследовательской деятельности» при ОГОУ ДОД «Эколого – биологический центр» по организации научно- исследовательской деятельности с применением современных методик.

Впервые в этом учебном году приняли участие в международных играх- конкурсах и олимпиадах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно», «Человек и природа». В этих конкурсах и олимпиадах приняло участие огромное количество участников. (Справка по итогам проведения олимпиад прилагается).

В настоящее время повышение качества обучения на этапе начального образования рассматривается в числе наиболее актуальных проблем педагогики и психологии. Эта проблема имеет серьёзные трудности в решении. Из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программного материала. Среди причин школьной неуспеваемости не последнее место занимает низкий уровень учебной мотивации, недостаточно адекватное отношение родителей и обучающихся к школе, к роли и обязанностям ученика.

За прошедший учебный год были проведены административные контрольные работы. Они показали результаты.

Русский язык.

Диктант писало 172 учащихся 1-4 классов.

На «5» – 53 уч-ся – 31% (+9%)

На «4» – 72 уч-ся – 42% (-5%)

На «3» – 43 уч-ся – 25% (-4%)

На «2» – 4 уч-ся – 2% (одинаково с 1 полугодием)

Получили неудовлетворительные оценки: Васильева А., Скляров М.(Учитель Бакаева Г.Н.), Контрабаев И. (Учитель Гнучева М.Н.), Костин Никита (Учитель Лозовская И.Е.).

Учитель

Класс

Успеваемость

Качество

Обученность

Янченко Н.Н.

1 «А»

100%

63%

78%

Гнучева М.Н.

1 «Б»

95%

61%

78%

Бакаева Г.Н.

1 «В»

88%

59%

74%

Сурикова Н.Г.

2 «А»

100%

100% (+5%)

95% (+1%)

Эдняшева У.Б.

2 «Б»

100%

84% (+16%)

90% (+2%)

Корякина М.А.

3 «А»

100% (+5%)

76%(+13%)

92% (+4%)

Галкина Е.Н.

3 «Б»

100% (+4%)

67% (+5%)

92% (+4%)

Аитова А.И.

4 «А»

100%

71% (+18%)

90% (+4%)

Лозовская И.Е.

4 «Б»

95% (+1%)

72% (+1%)

89% (+1%)

Общий показатель успеваемости составил 98%, что на 0,5% выше показателя 1 полугодия.

Общий показатель качества ЗУН, от числа писавших составил 73%, что на 4% выше показателя 1 полугодия.

Уровень обученности по школе составил 86%, что на 2,6% ниже показалеля 1 полугодия.

Во 2 «А», 2 «Б», в 3 «А», 3 «Б», в 4 «А», 4 «Б» классах –оптимальный уровень обученности.

В 1 «А», 1 «Б» классах- допустимый уровень обученности.

В 1«В» классе – критический уровень обученности.

Общий показатель ошибок, допущенных АКД:

-словарные слова – 22 уч-ся (13%) (-4%)

1 «Б»- 22% (+), 3 «Б» – 12% (-7%), 4 «А» -12% (+), 4 «Б»-28% (-1%);

- безударные гласные, проверяемые ударением – 27 уч-ся (-15%)

1 «Б» -28% (+), 1 «В» – 12% (+), 3 «А» – 34% (+11%), 3 «Б» – 29% (-13%), 4 «Б» – 22% (-25%);

- правописание парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова- 7 уч-ся – 4% (-11%)

2 «А» – 10% (+), 4 «А» – 12% (-28%);

- правописание предлогов, приставок – 14 уч-ся – 8% (+1%)

2 «Б» -10% (+), 1 «Б»- 11%(+), 3 «А» – 14% (+), 3 «Б» -17% (-6%), 4 «Б»- 11% (+);

-правописание большой буквы в словах и в начале предложения- 20 уч-ся -12% (+5%)

1 «А»- 40% (+), 1 «Б» – 22% (+), 1 «В» – 24% (+), 2 «Б» – 10% (-5%);

- правописание гласных после шипящих – 13 уч-ся – 8% (+7%)

1 «А» -15% (+), 1 «Б» – 39% (+), 1 «В» – 18% (+);

- правописание ъ и ь знаков – 18 уч-ся – 10% (-9%)

1 «Б»- 11% (+), 1 «В» – 18% (+), 2 «Б»- 10% (+), 3 «А»- 10% (+),

4 «А»- 24% (+4%), 4 «Б»- 17% (+);

- перенос слов – 13 уч-ся -8% (+3%)

1 «Б»- 28% (+), 1 «В» – 12% (+), 4 «Б»- 17% (+);

- замена букв – 33 уч-ся – 19% (+6%)

1 «А»- 35% (+), 1 «Б»- 42% (+), 1 «В» – 36% (+), 2 «А»- 16% (+), 2 «Б»- 10% (+), 3 «А»- 14% (-22%), 4 «А»- 12% (+);

- пропуски букв, слов, слогов – 36 уч-ся -21% (+9%)

1 «А» – 35% (+), 1 «Б» – 17% (+), 1 «В» – 36% (+), 2 «А» – 16% (+), 2 «Б»- 26% (+), 3 «А» – 24% (+1%), 4 «А» – 24 %(+), 4 «Б»- 11% (+);

- правописание суффиксов чк, чн- 1 уч-ся – 1% (-4%);

- правописание корней с чередованием гласных – 4 уч-ся – 2%;

- окончание существительных, прилагательных, глаголов – 6 уч-ся – 3%

4 «А» -18%, 4 «Б» – 17%;

- правописание непроизносимых согласных – 2 уч-ся – 1%

4 «Б»- 11%;

-удвоенные согласные – 1 уч-ся – 1%

4 «Б»- 6%.

Необходимо обсудить выводы и результаты АКД на заседании м.о. Учителям Гнучевой М.Н., Бакаевой Г.Н., Лозовской И.Е. наладить индивидуальную работу с уч-ся, имеющими неудовлетворительную оценку за диктант. Всему коллективу начальной школы включать в работу по сопутствующему повторению темы «Правописание словарных слов», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Правописание большой буквы в словах и в начале предложений», «Правописание ъ и ь знаков».

Математика.

Писали АКР 171 уч-ся начальной школы.

На «5» – 55 уч-ся – 32%

На «4» – 75 уч-ся -44%

На «3» – 37уч-ся- 22%

На «2» – 4 уч-ся – 2%

Типишов А. 1 «Б» класс, ( учитель Гнучева М.Н.), Васильева А., Китункина В. 1 «В» класс, ( учитель Бакаева Г.Н.), Костин Н 4 «Б» класс, (учитель Лозовская И.Е.).

Показатели успеваемости, качества ЗУН, обученности составили:

Учитель

Класс

Успеваемость

Качество

Обученность

Янченко Н.Н.

1 «А»

100%

89%

90%

Гнучева М.Н.

1 «Б»

94%

71%

81%

Бакаева Г.Н.

1 «В»

88%

53%

84%

Сурикова Н.Г.

2 «А»

100% (+5)

80% (+4%)

87% (+2%)

Эдняшева У.Б.

2 «Б»

100%

74% (+19%)

91% (+9%)

Корякина М.А.

3 «А»

100%

62%(-33,5%)

90% (-5%)

Галкина Е.Н.

3 «Б»

100%

71% (-10%)

92% (+1%)

Аитова А.И.

4 «А»

100%

94% (-6%)

92% (-4%)

Лозовская И.Е.

4 «Б»

96% (-4%)

83% (+12,5%)

91%

Общий показатель уровня успеваемости составил 98%, что на 1 % ниже, чем уровень 1 полугодия. Общий показатель уровня ЗУН составил 75%, что на 7% ниже, чем уровень 1 полугодия. Общий уровень обученности составил 89%, что на 1 % ниже, чем уровень 1 полугодия.

Оптимальный уровень обученности в 1 «А», 2 «А», 2 «Б», 3 «А», 3 «Б»,

4 «А», 4 «Б» классах.

Допустимый уровень обученности в 1 «Б», 1 «В» классах.

Общий показатель ошибок, допущенных в АКР.

Решение задач:

- в выборе арифметического действия – 14 уч-ся – 8% (+3%)

2 «А» -25% (+), 2 «Б»- 15% (-5%), 4 «Б» -11% (+);

- в вычислениях – 17 уч-ся -10% (+4%)

1 «Б» – 18% (+), 2 «А» – 10% (+), 3 «А» -10%(+), 3 «Б»- 13% (+),

4 «А» – 13%(+), 4 «Б»- 17% (-7%);



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст