Утверждаю:

Заведующий

МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «Чайка»

____________________ М.И. Клочкова

«____» _____________ 2012 год

программа эмоционально-коммуникативного

развития детей старшей логопедической группы

Составила:

Воложанина Ю.П. – педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР –детский сад № 1 «Чайка» г.Лобня

программа

эмоционально-коммуникативного развития детей старшей логопедической группы

Предлагаемая программа является частью совместной работы специалистов ДОУ (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре)

Пояснительная записка. Данная программа направлена на успешную адаптацию детей в логопедической группе, развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, профилактику и психокоррекцию агрессивности, конфликтности, тревожности, замкнутости, что особенно характерно детям с речевыми нарушениями.

Актуальность.

В дошкольном возрасте в период активного развития эмоциональной сферы ребенка. прежде всего, идет развитие познавательных эмоций: чувства удивления, любопытства, любознательности. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка дошкольного возраста легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него чувства удовольствия и радости..

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Поэтому проблема эмоциональных нарушений в период адаптации ребенка к новой логопедической группе является весьма актуальной, что вызвало необходимость проведения коррекционных занятий.

Программа предполагает занятия с детьми старшей логопедической группы (5 лет) один раз в неделю. Продолжительность таких занятий 25-30 минут. Оптимальное количество участников 8-10 человек (первая подгруппа детей, вторая подгруппа в это время занимается с учителем-логопедом, затем дети меняются). Программа рассчитана на 16 занятий.

Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. В этот период, как правило, наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс, результатом работы в этом направлении стала данная программа программы эмоционально-коммуникативного развития детей старшей логопедической группы.

Цель программы: содействие укреплению психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Задачи программы:

- обеспечить успешную адаптацию детей в новой группе

- Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

- Развивать навыки совместной деятельности, общения;

- Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- Способствовать творческой самореализации;

- Обогащать репертуар социальных навыков;

- Учить доверять себе и другим людям;

- Развивать воображение и творческую активность.

Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий проводилась диагностика эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:

- Анкета для родителей (приложение 1)

- Методика – «Страна эмоций» (приложение 2)

- Методика “ Лесенка” (приложение 3)

- Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой (приложение 4)

- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком) (приложение 5)

Занятия по коррекционной программе проводятся с детьми старшей группы, группа была сформирована после МПК с учетом речевых диагнозов.

В занятиях могут участвовать дети имеющие речевые нарушения, нарушений поведения и эмоциональной сферы, при сохранном интеллекте.

II.

Используемые психодиагностические методики

Анкета для родителей

Цель: лучше узнать особенности и желания ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

Методика – «Страна эмоций (Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)

Цель: определение эмоций, являющихся наиболее проблемными для ребенка

Методика “ Лесенка” (Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка

Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой Обруч. -2000. №5.)

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком) Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996

Цель: Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Перечень оборудования к программе:

- Демонстрационные и методические материалы – изображения определенных эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, страх, удивление;

- Раздаточные материалы по числу детей – карточки с изображением человечков-эмоций, бумага для рисования, карандаши, краски, пластилин;

- Магнитофон и аудио записи – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз»

- Игровой материал – мяч, колокольчики, игрушки-животные (зайчик, белочка, мышка), игрушки из киндерсюрпризов, строительный материал, настольно-печатные игры и т.д.

III. Содержание рабочей программы

Программа эмоционально-коммуникативного развития детей старшей логопедической группы делится на пять блоков:

Вводный блок программы направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с детьми. Блок включает в себя занятия направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а так же здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.

Эмоциональный блок «Я и мои эмоции» (темы: «Радость» «Удивление», «Гнев», «Страх» «Грусть», Цель: знакомство с базовыми эмоциями. Развитие навыка выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях. Основные задачи: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Занятия предполагают раскрытие внутреннего мира детей. У детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций, которые могут проявляться в повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности и т.п. При работе с чувствами используются сказки. Сказка для детей с проблемами в развитии является не просто фантазией, а особой реальность, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений. Используемые сказки – это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. В ходе работы по данному блоку дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. При проигрывании этюдов дети имеют возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

Поведенческий блок – «Я и другие». Цель – формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Отработка навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме. Знакомство с приемами саморегуляции. Игры и упражнения блока направлены на развитие умения принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. В связи с трудностями усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов в данном блоке подобраны такие темы занятий, где дети смогли бы получить навыки социального взаимодействия, именно на этом этапе работы дети обучаются оптимальному поведению в различных ситуации. С помощью прослушивания сказок, проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, этюдов проводиться коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатывается у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.

Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.

Заключительный блок решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур. Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение курса занятий, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

IV.Структура занятий

1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий; Начало занятия это своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное..

Ритуал меняется каждые пять занятий. Ритуалы начала занятий – «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» (Приложение « 6)

Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии. 1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания. Внимательно слушай других ребят) 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ» 3.»Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить» 4. «Работаем дружно»

2. Основная часть направлена на:

- Развитие коммуникативных навыков.

- Отработку навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме.

- Отработку умения слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу

- Психокоррекцию агрессивности, конфликтности, тревожности, замкнутости.

В основной части занятия содержатся:

- игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование внимательного отношения к людям и друг другу.

- игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций окружающих.

- Проигрывание этюдов, чтобы дети имели возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой). (Приложение 8)

- этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии, арттерапии;

3. Расслабляющие упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 9)

4. Заключительная часть состоит из обобщения полученных навыков и подведения итогов и ритуала окончания занятия. Ритуалы окончания занятий – «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», Речевка» (приложение № 7)

Занятие 1 Вводное.

Цель: знакомство детей друг с другом, формирование чувства единения с группой, эмоциональное оживление детей.

Материал: мяч, большой лист бумаги, маркер, карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия:

Приветствие «Подарим улыбку друг другу».

Дети стоят в кругу взявшись за руки, приветствуют друг друга улыбкой.

Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

С первого занятия вводятся правила.

1.Ритуал приветствия и прощания.

2. «Взаимное уважение» всех участников занятия – не выкрикивать, а поднимать руку, если хочешь что- либо сказать или помочь партнеру.

3.Если ребенок не хочет говорить, не заставлять!

Упражнение «Путешествие на корабле».

«Ребята представьте, что мы все с вами оказались на судне корабля, плывем путешествовать в неизведанные страны. Каждый из вас сейчас, назовем свое имя и немного расскажет о себе».

Игра «Ладушки»,

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчасБудем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,Станьте в круг,Станьте в круг,Я твой другИ ты мой друг,Старый добрый друг.

Упражнение «Прогулка».

Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение = ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

     Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

     Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

     Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

Игра «Дотронься до…».

— Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

«Дотронься до… синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие 2 Вводное.

Цель: развивать групповую сплоченность, развивать навыки сотрудничества.

Материалы: мяч, «волшебный мешочек», воздушный шарик, 4 больших мяча.

Ход занятия:

Приветствие.

Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях по кругу. Психолог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Педагог показывает детям «волшебный мешочек».

«Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.

Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, это воздушный шарик.

Упражнение «Улыбнись – рассердись».

 Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

Игра «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

Упражнение «Головомяч»

Детей разбивают на пары или тройки, предлагается лечь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч точно между головами. Теперь нужно поднять мяч и встать самим. Руками помогать нельзя. Вставать нужно сначала на колени, а потом на ноги.

Упражнение «Дождь»

По ходу игры меняется интонация голоса. Сесть на ковер, закрыть глаза. Затем педагог начинает изображать шум легкого дождя, потирая ладони друг о друга. Все дети присоединяются. Теперь дождь усиливается, и ведущий начинает пальцами рук постукивать по полу – как капли дождя стучат по крыше дома. Непогода усиливается, гремит гром, и ведущий начинает стучать по полу кулаками. Затем все действия выполняются в обратном порядке.

Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие «Радость»

Цель: познакомить детей с чувством радости, развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и понимать состояние другого человека;

Материалы:

- пиктограмма “радость”;

- фотографии веселых, улыбающихся людей;

- цветные карандаши, бумага

Ход занятия:

Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»

Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»

Упражнение “Складывание картинки”

Ребята, я получила по почте странное письмо. Открыла его, а там какие-то непонятные картинки. Я попробовала их сложить, но у меня не получилось. Может быть, вы мне поможете, и мы узнаем, о каком чувстве мы с вами поговорим. Дети складывают картинки. Замечательно. Кто это? Да, дети, это же мальчик. Как вы думаете, этот мальчик грустный? А может быть, сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот мальчик радостный. Молодцы! Попробуем изобразить радость на своем лице.

“Солнечный зайчик”.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с “Солнечным зайчиком”, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Этюд “Встреча с другом”.

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! Попробуем разыграть эту сценку.

Выразительные движения – плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).

Беседа

Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение “Я радуюсь, когда…” (Записывать высказывания детей.)

A сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему “Радость”. Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Игра «Утка, утка, гусь».

Участники встают в круг. Ведущий – внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка…гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих – быстрее занять освободившееся место. В месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

Упражнение-игра «Торт»

Сейчас мы с вами будем печь торт, каждый из вас будет ингредиентом для торта. Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т. д. Повар – ведущий – готовит торт. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука». В круг встает ребенок «Мука», Теперь нужно молоко – «молоко», присоединяется ребенок, затем масло и т.д. Дети встают в круг и держаться за руки. А теперь тесто кладется в печь и там «поднимается» – дети приседают держась за руки, а затем медленно поднимаются, не разжимая рук. Наконец тесто испеклось. Торт необыкновенно хорош!

Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Занятие «Удивление».

Цель: знакомство с чувством удивления.

Материал: мяч, зеркало, пиктограммы удивления, листочки, кисточки и краски.

Ход занятия:

Ритуал начала занятия «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Беседа.

Чтение стихотворения.

Ой, смотрите, кто – то там ползет!

На себе он домик свой везет…

И волшебное это мгновение

Вызывает у всех удивление!

«Сегодня мы с вами поговорим

о таком чувстве, как удивление».

Показ пиктограммы и картинок

с изображением удивления.

«Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?… Они широко открыты. С губами?… Они растянуты и похожи на букву «о».

Детям раздаются зеркала, педагог просит показать удивление и рассмотреть его в зеркале, проговорив при этом следующие слова: «Вот это да!»

Упражнение « Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

Рисование на тему «Удивление».

«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения

Н.Екимовой.

По небу плыли облака, Вот маленькое облачко

А я на них смотрел. Над озером плывет,

Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко

И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:

А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст