Пояснительная записка

Данная авторизованная программа «Тропинка» разработана на основе государственной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризлик – М.: Просвещение, 2004 для детского сада

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Коренное изменение ценностных ориентиров жизни народа, фальсификация фактов истории России привела к снижению духовности. К сожалению, привычными стали такие явления как: проституция, наркомания, преступные группировки, террористические акты, беспризорность детей при живых родителях. Финансовые вопросы, вопросы трудоустройства оказались серьезным испытанием в проверке семей на крепость. Неполные семьи, одинокие и несовершеннолетние матери – обыденное понятие в современной жизни.

В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость синтеза государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Культура, традиции являются источником мудрости народной, доброты, творчества и красоты. Сегодня мы мало знаем о жизни своих предков, о своих корнях. Но чтобы не уподобиться «Иванам, родства не помнящих», необходимо по крупицам собирать образцы народного творчества, дошедшие до нас из глубины веков.

Щадя чувства не православных верующих и атеистов, в своей работе мы пытаемся использовать богатый духовный опыт русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Главным является систематичность деятельности по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, ее взаимосвязь с занятиями и проведению православно-ориентированных праздников.

Церковь считает, что именно в младенческий период (до семи лет) ребенок особенно хорошо чувствует Божественную атмосферу, чистоту, тянется к ней. По словам святителя Феофана Затворника: «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни. Из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит». И начинать нужно с создания климата доброжелательности, доверия и любви.

Дети, в силу своих особенностей, наиболее восприимчивы к негативным воздействиям современного общества. Государство и Православная Церковь, не смотря на то, что церковь отделена от государства, ставят перед собой единую задачу восстановления духовных традиций семьи. Гармоничная, добродетельная семья, освященная Церковью и любовью, есть та среда, где формируется будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Именно в крепкой семье, в первые годы жизни ребенка, закладываются основы духовной культуры. Велика роль родителей – первых наставников в духовно – нравственном воспитании детей.

Элементы православной культуры стали особенно популярным направлением в современном образовании в силу своего огромного воспитывающего и развивающего потенциала, высоких духовно-нравственных и гражданских ориентиров, перспективных и созидательных для развития отечественной культуры.

Сложно после стольких лет безверия возрождать духовное начало, восстанавливать утраченные традиции. Но благодаря тому, что многое и основополагающее было сохранено, мы имеем возможность, очень аккуратно, стараясь не задеть ничьих чувств, осуществлять такую важную в воспитательном отношении работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.

Цели программы « Тропинка»

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Краснодарского края, Тбилисского района, России.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей,

Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.

Любить всех и каждого, быть примером для других , не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощение за дурные поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, что не хотел бы сделать себе.

Задачи программы

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу.

Приобщение детей к традиционным духовно – нравственным ценностям России, знакомство с православной культурой.

Пробуждение таких чувств как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность , совесть, стыд, вера.

Формировать морально – нравственную позицию личности, выражающуюся в готовности справедливо оценивать совершаемые поступки.

Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

6. Содействовать целостному духовно – нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно – нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимопомощи).

7. Развивать нравственное сознание.

8. Развивать эмоционально – волевую сферу личности ребенка.

9. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Основные направления в работе по программе

Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

Воспитательно – образовательное (праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно – ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

Культурно – познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).

Нравственно -трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.

Работа с семьёй.

Ожидаемый результат

Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективно психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Основные характеристики деятельности.

В кружке дети получают элементарные сведения о народных православных традициях, об исторических личностях канонизированных русской православной церковью, знакомятся с патриотической и духовной музыкой, русским зодчеством, работами русских художников. Знакомятся с историей православной и казачьей культуры нашего края. Проводятся консультации для воспитателей, родителей, организовывались выставки детских работ.

Сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания, интеграция духовно- нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Программа расчитана на три возрастные группы: с4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, а также к уровню развития ребёнка.

Основные направления в работе по программе.

Духовно-образовательное-(занятия, беседы, устные поучения).

Воспитательно – образовательное- (праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно – ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

Культурно – познавательное- (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).

Нравственно -трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.

Работа с семьёй.

Методы, используемые для реализации программы.

Наглядный метод:

чтение педагогом рассказов

экскурсии в картинную галерею, музей, библиотеку

наблюдений

показ сказок(педагогом , детьми)

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов

проведение дидактических игр – моделирование сказок

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение литературных произведений воспитателем

Чтение стихотворений детьми, воспитателями

Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя

Ответов на вопросы педагога, детей

Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно- ролевые , дидактические, игры драматизации и др.)

Сообщение дополнительного материала воспитателем

Загадывание загадок

Рассматривание наглядного материала

Рассказывание детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок

Ситуации из личного опыта

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

Чтение литературных произведений родителями

Практический метод используется когда необходимо:

Организовать продуктивную деятельность

Провести игры (строительные , дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки

Приготовить с детьми различные блюда (овощные или фруктовые и др.)

Содержание и формы работы с детьми.

Диагностика знаний детей о духовно- нравственных ценностях.

Э кскурсии, целевые прогулки.

Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

Просмотор слайдов , диафильмов.

Знакомство с историей церкви, часовни,внешним убранством, внутренним убранством,посещение.

Знакомство с живописью на библейские сюжеты.

Беседы о правилах поведения в православном храме, объяснение заповедей Божиих .

Рассказы об( Иисусе Христе,богородице, Святых).

Чтение художественной(художественной литературы литературы по духовно-нравственной тематики)

Прослушива(духовной музыки,колокольных звонов, колыбельных песен)

Творческая художественная деятельность детей.

Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

Этические беседу.

Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

Опыт семейного воспитания :

-рассказы о семейных традициях,реликвиях, взаимоотношениях,

-оформление наглядно- иллюстрационного материала «Моя семья», совместные творческие работы детей и родителей.

-создание в детском саду мини –музея, выставки фото- материалов,семейных альбомо.

-составление сборников рассказов детей по данной тематике

16. Проведение именин в детском саду.

17. Прове дение совместных праздников.

18.Детская благотворительность.

Формы работы с родителями.

-родительские собрания

-лектории для родителей

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса

-вечера вопросов и ответов

-проведение совместных учебных мероприятий( выставки, конкурсы,родительские семинары-собеседования на диалоговой основе)

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетированиеи тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции духовно- нравственного воспитания в семье- индивидуальные консультации специалистов

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,папки-передвижки,выставки детских работ,дидактических игр, литературы,экскурсий

-обобщение и распространение опыта семейного воспитания

-совместные с родителямипраздники,спектакли, именины

- оказание помощид/с в эколого-краеведческой работе

-помощь родителей детскому саду(облагораживание территории , участие в подготовке к праздникам,мелкий ремонт,хозяйственные работы.

Предполагаемый результат.

Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души,внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе,иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и со радование.

Субъективно психо- эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма,потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры,знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Программа может быть использованна как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами ),так и отдельно блоками.

Сравнительный анализ анкетирования родителей:

Вопрос анкеты

для родителей

Начало

учебного года

Конец

учебного года

1.

Говорит ли ваш ребенок с вами по «душам»?

Делится ли с вами секретами?

2.

Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

3.

Умеет ли рассуждать ваш ребенок?

4.

Способен ли ваш ребенок уйти с «головой» в интересующее его занятие?

5.

Уверенно ли чувствует себя ваш ребенок в общении с посторонними сверстниками и взрослыми?

Показатели уровня развития детей в процентном соотношении:

Виды диагностики

2005 – 2006

2006 – 2007

Группа

Группа

обычная

эксперимен-

тальная

обычная

эксперимен-

тальная

1.

Словарный запас

24,3%

23,8%

53,8%

85%

2.

Речевой этикет

4,5%

4,5%

41,8%

73%

3.

Культура взаимоотношений

10,5%

10,5%

69%

83%

4.

Связная речь

14%

14%

69%

92%