Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №12

г. Богородска Нижегородской области

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей

«Средовой подход в музыкально-образовательной деятельности детей в ДОУ и семье»

Подготовила

музыкальный руководитель

Пугачева Марина Валериевна

г.Богородск

2012г.

В процессе педагогической работы ДОУ была поставлена цель – дать детям разностороннее музыкальное образование, соответствующее их возрастным особенностям. Чтобы дети выросли всесторонне развитыми, музыкально образованными, могли разобраться в огромном мире музыкальной информации, педагоги поставили перед собой такие задачи:

1.Развивать у детей целостное восприятие.

2.Развивать дифференцированные музыкально-сенсорные способности.

3.Развивать песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

4.Обучать детей способам исполнения: певческой, музыкально-ритмической деятельности, игры на музыкальных инструментах.

Конкретизация данных задач по возрастам четко представлена в программе музыкального образования детей «Камертон» Э.П. Костиной. По этой программе и работает коллектив нашего ДОУ, так как она отвечает современным требованиям государственного стандарта и имеет развивающий характер. Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, мы решили привлечь к этой работе не только педагогов, но и родителей, так как именно они формируют эмоциональную основу личности ребенка, его эстетические чувства, вкусы, привычки и стереотипы поведения.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Решая проблему музыкального образования детей, при совместной деятельности педагогов и родителей, нами были поставлены задачи:

1.Создать коллектив единомышленников, заинтересованный в повышении качества музыкального образования детей.

2.Побуждать родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском саду и дома.

3.Привлечь родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

Чтобы родители могли стать помощниками в музыкальном образовании детей, возникла необходимость в повышении их культурного уровня. Для этого используем такие формы просвещения, как:

- Родительские собрания

- Беседы и консультации

- Анкетирования

- Открытые музыкальные занятия

- Организация музыкальных гостиных

Работая в тесном контакте с родителями, мы дифференцированно подходим к каждому из них, деля их на несколько категорий:

- семьи, где родители имеют музыкальное образование

- родители – активисты, не имеющие музыкального образования

- родители, требующие внимание со стороны педагогов

Вопросу создания музыкально-развивающей среды программа «Камертон» уделяет большое внимание. На тематических консультациях для родителей, мы показываем и объясняем какие музыкальные инструменты и музыкальные игрушки желательно приобрести в группу, что и как они развивают. Убеждая их в необходимости такой работы, всегда цитируем фразу великого педагога и музыканта Нейгауза: «Мы не можем создать таланты, но мы можем создавать среду для их развития». Чтобы помочь родителям проследить музыкальный рост каждого ребенка, мы приглашаем их на открытое музыкальное занятие, где показываем различные методы и приемы обучения детей. Беседуя с родителями, подчеркиваем, что занятия являются основным источником для организации самостоятельной деятельности ребенка.

На одном из таких занятий показали методы и приемы обучению детей пению с ручными знаками, объяснили необходимость этой работы для развития у детей звуковысотного слуха. Родители сами с интересом включились в эту деятельность, в результате ими были изготовлены кубики, карточки, лесенки с изображением ручных знаков которые теперь используем на занятиях с детьми.

На другом открытом занятии показывали методику обучения детей музыкально-дидактическим играм. Родители учились сначала играть сами, потом играли вместе с детьми, а в итоге – помогли изготовить игры для своей группы.

Повышение уровня музыкального образования взрослых и детей, формирование у них музыкально-эстетического вкуса – эти задачи ставятся при организации и проведении такой формы совместной работы как музыкальные гостиные. При их проведении мы объединяем разные виды искусства: музыку, живопись, театр, поэзию. Собравшись вместе, родители и дети слушают любимые произведения классической музыки, полюбившиеся современные мелодии, читают стихи, поют, играют на музыкальных инструментах. Эти вечера получаются по- настоящему семейными. Здесь каждый чувствует себя и артистом, и гостеприимным хозяином. Результатом проведения такой формы совместной музыкальной деятельности является собранная родителями фонотека для слушания, для ритмической деятельности. Эти записи используются для различных занятий и режимных моментов.

Силами родителей и педагогов в группах созданы альбомы, где собраны портреты композиторов и иллюстрации к их произведениям. Родители становятся инициаторами приобретения магнитофонов.

Наблюдая за успехами своих детей, они начинают верить в наш правильный подход к вопросу музыкального образования дошкольников и уже сознательно и активно включаются в процесс совместной с педагогами деятельности.

Привлекая родителей к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, мы даем рекомендации к созданию таких же условий дома. В результате во многих семьях появляются фонотеки, музыкальные игры и инструменты. Это все помогает им в организации семейных праздников, концертов, приносит в семью тепло, делает ее более дружной, духовно единой.

Повышая уровень музыкального воспитания детей, педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно стремятся совершенствовать содержание и методы работы с семьей. За несколько лет работы по программе музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон» в ДОУ создался коллектив единомышленников – педагогов и родителей, который стал помощником в процессе музыкально-педагогической работы с детьми.

Список используемой литературы:

1.Костина Э.П. Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном пространстве ДОУ. Н.Новгород 1999.

2.Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста М. Просвещение 2006.