Реферат: Вступление России в ВТО: отрицательные аспекты

Название: Вступление России в ВТО: отрицательные аспектыРаздел: Рефераты по экономической теорииТип: реферат Добавлен 07:03:30 08 июля 2005 Похожие работыПросмотров: 4544 Комментариев: 0 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….стр.3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….стр.5

2.1. Какова польза от вступления России в ВТО?..……………….стр.5

2.2. Чем мы рискуем?…………………………………………………стр.7

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..стр.11

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………стр.12

1. ВВЕДЕНИЕ.

Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются:

контроль за выполнением соглашений и договоренностей Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО (в частности, в банковской сфере);

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задачей ведущихся переговоров о присоединении является: добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Какова польза от вступления в ВТО?

Однозначно сказать о пользе или вреде вступления России в ВТО достаточно сложно. Мнение политиков и других специалистов расходятся: равное число выступают «ЗА» участие и столько же «ПРОТИВ». Начнем с того, что пошло ли на пользу или во вред наше участие во Всемирной Торговой Организации мы сможем судить только когда почувствуем это на себе, то есть когда станем полноценными членами организации (если вообще станем). Пока же можно только предполагать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

Вот что считает о необходимости сотрудничества с ВТО президент РФ Владимир Владимирович Путин:

«….В целом ситуация достаточно сложная. Снизилась конкурентоспособность и на внешних рынках, в том числе на традиционных для России рынках стран СНГ…. У нас в обществе идет большая дискуссия по поводу возможного присоединения России к ВТО, и мы часто слышим тезис о том, что здесь не нужно спешить – неудобное место для суеты. Согласен абсолютно.

Но, как вы видите, мы этого и не делаем. Постоянно идут консультации с представителями всех отраслей. Ученые работают. Правительственная комиссия работает…

Хотел бы подчеркнуть при этом, что вступление России в ВТО – это важнейший фактор экономической политики России сегодня. И от нашей готовности к работе в условиях мировой торговли во многом зависит эффективность работы российских производителей. Пока результаты нас не очень радуют. Доля продукции перерабатывающей промышленности в общем объеме российского экспорта пока снижается. … Некоторые видят в возможном присоединении России к ВТО чуть ли не панацею от всех бед: и от антидемпинговых расследований против российских товаров, и от нетарифных ограничений, и от инвестиционного голода.

Между тем, само по себе присоединение к ВТО не снимет кардинальных проблем развития нашей экономики. Ее фундаментальные вопросы нам все равно придется решать самим….И все же убежден, что процесс вступления в ВТО подтолкнет к работе над повышением конкурентоспособности. А наше участие в выработке правил мировой торговли поможет успешному развитию российской промышленности в целом.…Сейчас Правительство ведет активный переговорный процесс. Характер обсуждаемых вопросов и сложный, и объемный….»

Первым делом, стоит ответить на вопрос: зачем же Россия собралась вступать в ВТО? Очевидно, что для России проблема выбора – интегрироваться ей в мировое экономическое пространство или нет, уже не стоит. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать. Развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных новых ниш. Подобно тому, как членство в Совете Европы является для государства инструментом формирования правового государства, членство в ВТО создает условия для структурной перестройки экономики. Как бы ни хотелось кому-то восстановить в России смертную казнь – нельзя, поскольку это несовместимо с нормами Совета Европы. Международные обязательства заставляют Россию делать то, до чего она «русским путем развития» брела бы еще не одно десятилетие. Так и принципы, вытекающие из членства в ВТО, позволят создать стимулы для инновационного обновления традиционных для России отраслей. Сегодня такие отрасли имеют объективную возможность выбора между «инерционным развитием» под прикрытием протекционистских барьеров и рискованным обновлением. Со вступлением в ВТО такой выбор меняется на другой: либо ты сумеешь вывести отрасль на современный уровень в оговоренный срок, либо не сумеешь. Начиная процесс вступления в ВТО, Россия добивалась принятия на «стандартных условиях». Но стандартных условий в ВТО нет – каждая страна уникальна. Зато есть облегченные условия. Например, для Грузии или Молдавии. А чего с ними спорить: влияние на мировую экономику практически нулевое. В России же рынок со 140 миллионами потребителей. Нефтедоллары. Богатейшие природные ресурсы. Дешевая энергия. Развитая металлургия. Огромное число промышленных предприятий, образованная и пока еще квалифицированная рабочая сила. В общем, по всему видно, что страна не очень стандартная: какие могут быть стандартные условия? Ясно, что торг и должен был быть максимально тяжелым, хотя бы потому, что за нами в очереди в ВТО экономике такого размера нет.

2.2. Чем мы рискуем?

Мнения журналистов опять-таки различны. Вот как выглядят заголовки газет:

- «РБК Дейли», 26.07.2004, Евгения Гаврилюк – «Вступление России в ВТО грозит российским портам потерей части грузооборота»;

- «Солидарность», 20.10.2004, Алексей Чеботарев – «Вступление в ВТО грозит агропрому крахом»;

- «Росбалт», 22.10.2004 – «Северсталь-Авто»: ВТО убьет российский автопром»…

И это лишь небольшая часть! Как обстоят дела на самом деле? Чем все-таки рискует Россия, вступая во Всемирную Торговую Организацию?

Точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Конечно можно рассчитать, как новые рамочные условия (тарифы, квоты и т.п.) повлияют на экспорт и импорт при нынешнем состоянии российской экономики (и такие расчеты есть). Но нет ответа на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО «взбодрит» структурную перестройку каждой конкретной отрасли – а именно в этом должен состоять главный эффект.

Например, что касается отечественной автомобильной промышленности, то по мнению экспертов, вливание в ВТО приведет либо к полному ее исчезновению, либо к ее крупному кризису. Как передает корреспондент «Росбалта», такие данные огласил представитель холдинга «Северсталь-Авто» Николай Соболев на Саммите финансовых директоров России, организованном «Институтом Адама Смита»: «По самому оптимистичному прогнозу, в условиях ВТО к 2010 году доля российских автомобилей на рынке сократится с 61% до 41%, а новые иномарки улучшат свои позиции с 11% до 30%». Проблемы отечественного автопрома Соболев видит в первую очередь в технологическом отставании производителей и росте цен на ресурсы, в частности, на металл.

Одним из самых болезненных для России условий присоединения к ВТО остается требование уравнять наши внутренние цены на энергоносители с мировыми. Суть проблемы унификации заключается в том, что внутренние цены на энергоресурсы в России ниже экспортных, что обусловлено с одной стороны наличием больших и доступных запасов энергоресурсов на территории страны и внутренней экономической политикой государства в данной области с другой. Помимо того, что это требование со стороны ВТО просто необоснованно, так еще и неприемлемо для нас.

Минэкономразвития, выбрало самый плохой вариант и самые тяжелые условия для вступления во Всемирную Торговую Организацию. Неслучайно, как отметил в своем выступлении Алексей Чепа, эти варианты правительство обсуждает без представителей Министерства сельского хозяйства России: «С вступлением в ВТО в нашей стране будет покончено с развитием производства в аграрном секторе. Сейчас в стране рост производства мяса за последние два года составляет не менее 15% в год, хотя импортные мясо и птица по-прежнему удерживают серьезный сегмент отечественного рынка. Но после вступления в ВТО про российских производителей можно будет просто забыть. Дело в том, что одним из условий вступления России в ВТО является соглашение о поставках американского мяса и птицы. Согласно ему американцы будут полностью контролировать импорт этой продукции – выбирать в США поставщиков и выбирать в России компании, которые будут заниматься реализацией импортного мяса и птицы. Таким образом импорт этой продукции в Россию фактически будет под контролем страны-импортера. И ясно, что вначале, снизив цены, американские и европейские импортеры мяса задушат наших производителей, а потом начнут постепенно повышать цены на свою продукцию. В этом случае Россия будет полностью зависеть от иностранных импортеров сельхозпродукции».Также России придется унифицировать железнодорожные тарифы: в настоящее время тарифы, регулирующие стоимость экспортных перевозок через сухопутные погранпереходы, существенно отличаются от других. Однако если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты Балтии и Украины. Единственной возможностью сохранить грузопоток в российских портах, по словам собеседников «RBC daily», является объявление портов свободными зонами. Однако в этом направлении пока не предпринимается никаких действий. Что касается Российского бизнеса. “Российский бизнес в массе своей не готов к вступлению в ВТО”,- считает заместитель президента Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Рашид Гайнутдинов. По его мнению, большинство представителей российского бизнеса, особенно малого и среднего, не знакомо сегодня даже с самой проблематикой вступления страны в ВТО. Наиболее “продвинутые” сектора бизнеса, те, которые ориентированы на экспорт, понимают необходимость адаптирования наших условий рынка к условиям Запада, но даже для них, по мнению Р Гайнутдинова, необходимы образовательные мероприятия.” В конечном итоге, бизнес, как наиболее активная часть нашего общества, некий локомотив, должен вытащить экономику страны на соответствующий мировым европейским стандартам уровень. Поэтому, сейчас бизнесу нужна всесторонняя помощь, иначе, он просто не сможет конкурировать с аналогичными зарубежными структурами, которые придут наш рынок со вступлением России в ВТО”,- сказал Р. Гайнутдилин.

А. Илларионов, советник президента РФ по экономическим вопросам, подчеркнул, что принятие РФ существующих условий Киотского протокола не только сделает невозможным выполнение задачи по удвоению ВВП, но и усложнит задачу по сохранению более-менее высоких темпов роста. “Высокие темпы экономического роста и снижение уровня бедности с одной стороны и Киотский протокол в том виде, в котором он существует сегодня, несовместимы”, – убежден он.

Приведем очень показательное мнение директора высшей школы бизнеса МГУ Олега ВИХАНСКОГО:

«Единственное, с чем сложно спорить, так это с тем, что открытие рынков для иностранных производителей и поставщиков услуг создаст лучшие условия для конкуренции. Соответственно, снизятся цены, повысится качество услуг, и российский потребитель, по идее, должен почувствовать себя значительно лучше. Но это “по идее”, а реально позиции многих российских компаний и предприятий просто обвалятся, потому что мы еще совершенно не готовы к вступлению ВТО. Наше присоединение к этой организации выгодно странам ЕС, потому что они получат доступ к нашим слаборазвитым рынкам и снизят собственные издержки. В итоге конкурентоспособность развитых стран вырастет, а наша будет падать. Играть по правилам ВТО и получать от этого выгоду мы не сможем до тех пор, пока у нас не появятся ясные приоритеты в области промышленного производства, пока мы не уйдем от сырьевой зависимости и не выведем перерабатывающую промышленность на внешние рынки».

Наверняка, это не все, что может случиться с Россией, когда мы наконец-то станем членами этой организации. Но хотя бы какую-то часть рисков нам удалось рассмотреть.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результатом недавних и на сегодняшний день самых эффективных переговоров с Евросоюзом явилось следующее:

- На переговорах о доступе на рынки товаров и услуг уступить пришлось России. По свидетельству одного из переговорщиков, “на те базовые сельхозтовары, которые производятся в России, даже после переходного периода пошлины не будут снижены”, а вот по импортным тарифам на самолеты (сейчас – 20% ), комплектующие (5 – 15% ) и автомобили (25- 35% ) будет “вполне приличная либерализация”.

- Европейским страховщикам, для которых уже нет ограничений на работу по страхованию жизни и обязательными видами страхования, Россия при вступлении в ВТО предоставит еще более льготный режим, разрешив, в частности, трансграничное страхование международных перевозок. “Это некритично, но обидно – фактически это игра против отечественных страховщиков”, – говорит замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов.

- Результаты переговоров не порадовали и “Аэрофлот”, который получает от иностранных перевозчиков роялти почти $300 млн в год за транссибирские перелеты. Как заявил в пятницу Греф, “не позднее 2013 г. ” эта система будет изменена.

Итогом стал пакет договоренностей, в том числе и по “газовому ультиматуму”, от основных пунктов которого ЕС пришлось отказаться. Впрочем, Россия все же взяла на себя обязательства повысить внутренние цены на газ для промышленных пользователей.

Конечно, уступить пришлось во многом, но, думаю, что наше правительство знает, что делает и эти уступки оправданны. Ведь помимо отрицательных аспектов, есть еще и положительные. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Я считаю, что вступление в ВТО – оправданный шаг к развитию нашей страны.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Ломакин В.К. «Мировая экономика»- учебник для ВУЗов, 2003 г.

2. Газета «РБК Дейли» от 26.07.2004 г.

3. Журнал «Солидарность» от 20.10.2004 г.

4. Газета «Ведомости» от 18.10.2004 г.

5. www.referat.ru

6. www.wto.ru

7. www.iccwbo.ru

8. www.vesti7.ru

Реферат: Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

Название: Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участияРаздел: Остальные рефератыТип: реферат Добавлен 16:11:56 24 июля 2005 Похожие работыПросмотров: 6493 Комментариев: 0 Оценило: 2 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН АТР

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КУРСОВОЙ РЕФЕРАТ

На тему

«Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия»

Студента группы 1137 А Кандинского

Александра Александровича

Научный руководитель: Середенко Оксана Владимировна,

ассистент кафедры

Подпись________________

«Допущен к защите. «Защищена с оценкой_____________»

Зав. кафедрой

______________ (Подпись) ______________ (Подпись) Дата «___» _____________ Дата «___» _____________

Владивосток

2004 г.

Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5

2. Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16

3. Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23

4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30

Заключение………………………………………………………………………..32

Библиография………………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.

Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.

«Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки».

Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 по 1995 г.

Всемирная торговая организация представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами.

К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся следующие:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди которых основными являются:

· Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.);

· Соглашение по сельскому хозяйству;

· Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

· Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

· Соглашение по техническим барьерам в торговле;

· Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

· Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

· Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);

· Соглашение по предотгрузочной инспекции;

· Соглашение по правилам происхождения;

· Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

· Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

· Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим разрешение споров.

V. Механизм обзора торговой политики.

VI. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т. е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам[1].

Структура Всемирной торговой организации.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мере каждые два года.

Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО.

Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность по урегулированию споров и Орган по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде, а также комитет по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией[2].

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками ВТО являлись 140 стран, еще более тридцати государств находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Среди этих претендентов — Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия и Украина, а также большинство стран СНГ. Еще около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО.

Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая и сложная процедура. В частности, серьезные проблемы для ВТО связаны с приемом Китая, переговоры с которым продолжаются уже около 15 лет. Однако до сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.

6.2. Перспективные направления деятельности ВТО

В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли.

Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли является ее либерализация и глобализация.

Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле:

• для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%,

• для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,

• для развивающихся государств с 15,3% до 12,3% (средний уровень российских ввозных пошлин в 2000 г. составлял примерно 12%).

Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности.

Глобализация экономической активности прежде всего проявляется в том, что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготовляется в стране с использованием иностранного компонента.

С точки зрения политики, глобализация означает, что правительства должны учиться сотрудничать в более широком круге областей, чем в прошлом.

По мере совершенствования международных правил сокращается поле для внутренней политики. Действительным выражением

суверенитета в современном мире является способность демократически избранных правительств четко выражать интересы избирателей посредством переговоров и международных обязательств.

Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны социальные издержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды.

Повышается эффективность производства за счет углубления специализации, благодаря росту торговли усиливается экономическая активность и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить. Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

• реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);

• разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);

• создание апелляционного органа;

• расширение числа членов организаций;

• торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомасштабную программу деятельности в этом направлении)[3].

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диалог продолжается и может привести к взаимоприемлемой договоренности.

На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные цели Всемирной торговой организации.

В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил.

Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле.

В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих пор существуют несовместимые и даже дискриминационные национальные режимы в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.

В настоящее время в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регулирования конкурентной политики, ибо независимо от государственных мер, торговые барьеры создают сами компании.

В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику либо разработать основные правила международной конкуренции.

Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народов стран мира, что свободная мировая торговля и многостороннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобальная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.

Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правилами многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.

Следует также укреплять основную договоренность, которая в настоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем.

Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализации торговой и инвестиционной политики, должны стимулировать интеграционные процессы.

Индустриальные и развивающиеся страны вместе призваны содействовать улучшению социально-экономической ситуации в наименее развитых странах.

В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних.

Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего необходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.

Это свидетельствует не только о большом значении, которое придается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объективно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных решений на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с переходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.

Кандидаты и члены ВТО одинаково несут ответственность за то, чтобы переговоры о вступлении завершались как можно быстрее, но таким образом, чтобы укрепить систему в целом.

За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в области заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве отдельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать сильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.

Однако необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных схем в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Эту проблему необходимо решать посредством утверждения принципа «открытого регионализма».

Участники региональных соглашений должны придерживаться следующих принципов: во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговли должна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов регионального объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членами объединения.

Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшего благоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены НАФТА, МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС.

В настоящее время мировое сообщество стоит перед альтернативой: либо через 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или три межконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и со свободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами по отношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию («конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей и принципов. Механизм конвергенции региональных и многосторонних систем требует дальнейшей проработки.

С точки зрения тенденций развития мировой экономики более предпочтительным представляется один глобальный свободный рынок с согласованными правилами и дисциплиной, применяемой ко всем странам. В свою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этих правил. Что касается сохранения приоритета правил и системы разрешения споров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им более подходят.

В настоящее время в лице ВТО мир имеет постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил.

С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время, произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересах глобального развития, стабильности и процветания в новом столетии.

В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО на министерском уровне, посвященная пятидесятилетию существования системы ГАТТ/ВТО, на которой основным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировой экономике и продолжение процесса либерализации.

Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала проблема торговли информацией на электронных носителях. По данным Секретариата ВТО, к 2000 г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальные фонограммы, фильмы, которые близки к таким аналогам, как компакт-диски, видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако в отличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией не облагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторговой статистикой, что создает определенные проблемы.

В 1998 г. группа ученых из США и Австралии провела исследование влияния реформ по либерализации мировой торговли, осуществляемых в рамках ВТО, на рационализацию глобальной торговли. В частности, среднегодовая экономия в мировом масштабе оценивается в 96 млрд. долл., а в период после 2000 г. эта экономия превысит 170 млрд. долл. [4]

В краткосрочной перспективе наибольшие выгоды от либерализации мировой торговли получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли значительно выше. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран.

Третья Министерская конференция состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих конференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как не была выработана конкретная повестка раунда и не определен формат его проведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имеются значительные разногласия между ведущими игроками ВТО, включая несовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению нового раунда.

В итоге принято решение продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под эгидой Генсовета ВТО, который должен представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов весной началось обсуждение только проблематики «встроенной повестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящее время идет рассмотрение предложений стран-членов по дальнейшей эволюции этих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихся противоречий эта работа может быть частично завершена в 2001 г.

Четвертую Министерскую конференцию намечено провести в Катаре в ноябре 2001 г. Работа по подготовке этого мероприятия ведется Генсоветом ВТО.

ЭТАПЫ И ХОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО.

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.

Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.

Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О .Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа.

В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.

В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли.

В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации.

В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019