Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44 ОАО «РЖД»

Современная модель взаимодействия НДОУ и начальной школы.

Направление: “Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников

Выполнила

Николаенко Светлана Викторовна

инструктор по физической культуре

2012 год

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встаёт задача “выравнивать” их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию “готовность к школе” различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов – психологов “правильная” подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребёнку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно выработать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почётное в глазах детей положение ученика, и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателей должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребёнка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому особое внимание уделяем общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

Обучение ребёнка в школе – первая и очень значимая ступень в его жизни. От степени освоения им новой, учебной деятельности, приобретения умений учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этапе предшкольного образования способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Трудности общения со взрослыми, сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения, увеличение нагрузки – эти и многие другие факторы, к которым 5-6-летний ребёнок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к предстоящему обучению в школе.

Решение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе связано с резервами предшкольного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принимать новые условия деятельности. Как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Готовя ребёнка к школе, родителям и педагогам необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана с ещё одной стороной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

Но такую подготовку невозможно провести только стараниями педагогического коллектива. Поэтому первоочередной задачей является объединение усилий педагогов, детей и родителей. В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объёмом знаний и умений по подготовке детей к обучению в школе. Семья воздействует на ребёнка каждодневно, поэтому располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств.

Обозначив и осознав данную проблему коллектив нашего детского сада налаживает плодотворное сотрудничество педагогов и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

— установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом и семьёй;

– выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, детей и родителей;

– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

– оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;

– формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Данная работа ведётся по трём направлениям.

Первое – диагностико – коррекционное – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с логопедами, психологом, инструктором по физической культуре, по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе – психолого-педагогическое – подразумевает просвещение родителей путём консультаций, бесед, проведением ряда тематических родительских собраний, составлением памяток, папок-передвижек, рекомендаций (приложение №3).

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов, детей и родителей .

Формы работы с родителями:

– совместные педагогические советы;

– родительские собрания ;

– консультации, беседы, рекомендации, советы;

– совместные лектории, теоретические и практические семинары педагогов и родителей;

–деловые игры;

– круглые столы;

– педагогические гостиные;

– семейный клуб “Быть здоровым – семейная традиция”;

– совместные, показательные занятия и выступления;

– спортивные мероприятия и досуги: игры на свежем воздухе, соревнования, спортивные праздники;

– спортивный кружок “Степ-аэробика для всех”

– дни и недели здоровья;

- участие в городских, региональных соревнованиях;

– совместное проведение малых и больших олимпийских игр;

– походы, прогулки, экологические маршруты;

– совместные занятия ОБЖ, ЗОЖ;

– фотовыставки;

– видеоматериалы “Наши достижения”;

– создание сайта.

Родительское собрание – одна из основных форм совместной работы с родителями, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитанию в детском саду и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий детского сада и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Основные цели родительских собраний:

– оперативное информирование о работе с детьми;

– инструктирование по поводу изменений в жизни и деятельности детского коллектива, режима его работы и т.д.;

– ознакомление родителей с результатами диагностики, медицинскими обследованиями;

– систематическое психолого-педагогическое просвещение в различных формах.

Формы родительских собраний:

– собрания-консилиумы – обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов;

– круглый стол – групповая дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приёмов;

– “мозговой штурм” – активная форма повышения педагогической культуры родителей на основе генерации идей по проблемам воспитания в семье;

– коллективно-творческое дело – совместное творчество детско-родительских пар;

– творческие собрания – дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п.;

–групповые дискуссии – форма работы, предусматривающая спор, определение позиций по тому или иному вопросу.

Такие разнообразные формы работы позволяют решить сразу несколько задач:

– установление партнёрских отношений с родителями;

– объединение усилий для развития и воспитания детей;

– объединение интересов с целью сплочения родительского коллектива и других участников педагогического процесса;

– активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

–поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

– осознание родителями своей воспитательной роли в семье, расширение опыта взаимоотношений с ребёнком;;

– переосмысление родителями своих воспитательных установок;

– развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины неудач и просчётов;

– выбор эффективных методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

Готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической. Важно, чтобы ребёнок к этому моменту обладал не только определённой суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребёнка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Её решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребёнка. На этапе подготовки ребёнка к школе важно улучшение медицинского обслуживания в детском саду, привлечение узких специалистов: кардиологов, лор-врачей, окулистов, ортопедов, терапевтов и т.д. Перед поступлением ребёнка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребёнка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагаем комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок – здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

1.Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребёнка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

2.Отбор педагогических технологий с учётом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от “школьного” типа обучения детей дошкольного возраста.

3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

– рациональный режим дня, построенный с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

–оптимальный двигательный режим;

– эффективное закаливание;

– обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

– использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей;

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка (приёмы повышения эффективности использования оборудования путём создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий):

–массажные коврики, плантограф, набор «Кузнечик»;

– тренажёры: беговая дорожка, министеппер, силовой со штангой, «бегущий по волнам», велотренажёры;

– степ-платформы.

5. Разработку образовательных технологий:

– занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

– приёмы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;

– занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов;

– формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта (баскетбол, волейбол, теннис, боулинг), ритмическая гимнастика, степ-аэробика, весёлая утренняя гимнастика под музыку;

– приёмы, направленные на активную роль ребёнка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной активности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);

– приёмы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок – для достижения высокого качества работы по физической культуре планируется:

1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала. (программа “Познай своё тело”, “Здоровая семья”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Семейная традиция – здоровый образ жизни”).

2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей (компьютерная БОС-технология “Статус”).

3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

3-й блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учётом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учётом уровня индивидуального развития ребёнка в детском саду.

3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движениях и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности ( “Мир вокруг нас в движении”).

4-й блок – для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, силы, скорости, гибкости) (использование тренажёров и степ-платформ).

5-й блок – взаимодействие детского сада с семьёй, общеобразовательными школами, спортивными организациями, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьёй при этом являются:

– коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, досуги, открытые занятия, семейный клуб “Быть здоровым – семейная традиция”);

– индивидуальное сотрудничество ( анкетирование, “обратная связь”, консультации, беседы («Режим дня в будни и выходные дни», «Когда мы едины – мы непобедимы», «В школу скоро мы пойдём»), домашние задания (“Научи родителей делать утреннюю гимнастику”, “Наш спортивный выходной день”, “Семейная лыжня”, “Вышла на каток наша дружная семья”, “Научи папу дружить со спортом”, “Пляж – площадка для активного отдыха”, “На велосипеде быстрее”, “Роликам все возрасты покорны”, “Помоги маме быть всегда стройной и красивой” и т.д.), “Почта доверия”;

– наглядно-информационное сотрудничество (стенды, “памятки для родителей”, фото-выставки: “Мы любим спорт”, “Наши достижения”, “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Наша гордость”, выставки спортивных успехов: грамоты, призы, медали, фото-видео материалы “Мы учимся”(на начало учебного года), “Этого мы достигли за год” (на конец учебного года), “Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” и т.д.);

– активное участие родителей в спортивной жизни ребёнка (подвижные игры, совместные занятия, утренняя гимнастика, соревнования, тренинги, досуги, спортивные праздники в детском саду, кружок “Степ-аэробика для детей и родителей”, городские спортивные мероприятия);

– посещение спортивных секций (плавание, борьба, футбол, фитнес и др.).

Своевременная и углублённая диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребёнка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объём средств и методов физического воспитания. Следует отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей даёт возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

– степень овладения ребёнком “азбукой движений”: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;

– умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

– развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;

– общую двигательную активность ребёнка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Результаты проведённой работы:

– родители знают способы продуктивного общения с ребёнком, но затрудняются применить их на практике; часто не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, не всегда понимают, что “их дитя выросло”;

– родители стали больше прислушиваться к советам педагогов, сами обращаются к специалистам за советом, консультацией;

– больше времени стали уделять детям в выходные дни, стараясь провести их продуктивно, с пользой для развития и совершенствования детей;

– родители стали понимать важность систематических занятий спортом, значимость совместной деятельности по укреплению здоровья детей;

– от пассивного принятия ситуации они перешли к реальным действиям;

– многие семьи предпочитают активное времяпровождение совместно с детьми.