Использование развивающих игр и игровых упражнений в формировании математических представлений у детей с ОНР.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида»

г. Гатчина

Писарева Татьяна Николаевна

Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребёнка думать, развивать любознательность, обогащать его жизненный опыт, расширять знания, учить анализировать, и значит развивать – мышление.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и научиться последовательно мыслить, быть находчивым, сообразительным, обладать быстротой реакции и умело пользоваться логическими операциями. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит сверять между собой разные знания, для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Особенностью логического мышления является умение устанавливать связи между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира. Но не все дети обладают такими способностями.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, у воспитанников нашего дошкольного учреждения, имеющих тяжёлые нарушения речи, наблюдаются трудности в развитии мышления. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с ОНР отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления. При овладении речевым мышлением медленно формируется обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются. Для детей с ОНР характерна склонность к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий. Поэтому без специального обучения дети с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей. Всё это влияет на сужение возможностей для развития у детей деятельности экспериментирования. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения, а также осложняется трудностями в программировании высказывания.

Зная положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности, непременным спутником жизни дошкольника, я решила осуществлять развитие мышления наиболее доступными и эффективными средствами: занимательными играми и упражнениями.

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Процесс игры условно делится на 3 стадии:

Заинтересованость ребёнка, желание ребёнка играть.

Ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

Ребёнок знаком с правилами игры, проявляет творчество и самостоятельные действия.

Работая много лет в дошкольном учреждении компенсирующего вида, я заметила, что для успешного усвоения детьми с речевыми нарушениями программного материала особое внимание надо уделять развитию логического мышления. Занятие остаётся одной из ведущих форм работы с детьми, при условии максимального использования игровых форм в рамках организованной образовательной деятельности педагога с детьми. С этой целью мною был разработан перспективный план развивающих игр и игровых упражнений с учётом лексических тем, рассчитанный на старшую и подготовительную группы. Особое внимание было уделено оказанию помощи детям в преодолении трудностей освоения программного материала, найти к каждому индивидуальный подход, построить обучение таким образом, чтобы развить чувство уверенности в собственных силах, снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему и восстановить психофизические силы ребенка с ОНР.

Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП

(старшая группа):

месяц

лексическая тема

название игры

сентябрь

Обследование детей

Наш город.

Праздник города.

Составь картинку из деталей:

разрезанные картинки, с видами города;

пазлы 25-30 деталей

Кубики 9-12 штук

октябрь

Деревья в лесу (ягоды, грибы)

Продолжи ряд

«Что лишнее?» (4 карточки)

Овощи. Огород.

Исключение лишнего

«Строем заборчик из палочек разного цвета»

По заданному количеству и величине

Фрукты. Сад.

«Четвёртый лишний»

«Классификация». Картинки: овощи – фрукты

Осень. Осенние признаки.

Выложи предметы по возрастанию и убыванию

Нанизывание бус

ноябрь

Части тела и лица

Выложи эмоцию из геометрических фигур по образцу

Одежда. Обувь.

Подбери заплатку на одежду, Залатай коврик

Сложи узор

Продукты питания. Посуда.

«Ниткография». Составляют рисунки по образцам

Найди по контуру предмет

Поздняя осень

Решение простых логических цепочек

Чтение коротких рассказов со скрытым смыслом

декабрь

Домашние животные. Детёныши.

Кубики «Животные»

«Притворщики». Выкладывание по образцам

Заборчик из цветных палочек по заданному количеству и величине

Дикие животные. Детёныши

«Домино» с картинками животных

Загадки, ребусы

Зима. Зимние признаки.

Выложи снежинку из палочек по образцу, по заданному количеству

Игра «Снежный комок»

Новый год. Ёлочные игрушки.

Наряди ёлку: геометрические фигуры

Определи на ощупь: осязание

Матрёшка

январь

Зимние забавы

«Послушные липучки» (на ковролине). Делают предметы по образцам

«Эксперименты». Сохранение количества.

Вес, форма, температура, сила звука

Зимующие птицы

Чудо крестики – птицы

Чем отличаются? Находят 5 отличий

февраль

Транспорт: грузовой, пассажирский. Профессии на транспорте

Лабиринты – лёгкие

Логическая мозаика: выполняют по образцам

Наш город. Правила дорожного движения. Улица, на которой я живу

Сочинялки – составляют предложения, небольшие рассказы, используя кубики.

Строят улицы города.

День защитника Отечества. Профессии военных

Игра «Найди нужный предмет»

Резиновый конструктор «Геоконт» по образцам

Семья

Угадай предмет по описанию

Игра «Часть и целое»

март

Мамин праздник. Профессии мам.

Бусы для мамы (цвет, форма, величина)

Дорисуй недостающий предмет

Мебель

Невербальные аналогии

Укрась мебель

Бытовые приборы. Помощники человека

Игры-головоломки

Знакомство с простыми головоломками

Весна. Признаки

весны.

Радужная паутинка

(квадрат, круг, треугольник)

Пирамидка

Отгадывание загадок

апрель

Перелётные птицы

Знакомство с простыми ребусами

Рисование бусами

Космос

Игра «Космодром» (ориентировка в пространстве)

Комнатные растения

Дорисуй цветок

Весна. Первоцветы

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

май

День победы

Игры с конструктором

Насекомые

Игра «Считай – делай»

Весна. Начало лета.

Мониторинг уровня развития, интереса детей к развивающим играм

Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП

(подготовительная группа):

месяц

лексическая тема

название игры

сентябрь

Обследование детей

Овощи

«Составь картинку из деталей»

«Овощные загадки». Узнай овощ по описанию

1 вариант: Анализ: от предмета к его частям

2 вариант: Синтез: от части к целому

3 вариант: «Самый внимательный»

Фрукты

Пазлы 30 и более деталей

«Мозаика». Более сложные узоры, придумывание своих узоров

октябрь

Золотая осень. Грибы. Деревья

«Что лишнее?» (6 карточек)

«Числовой ряд» до 10

Продукты питания. Откуда хлеб пришёл?

Игра «Я купил в магазине…»

Посуда.

Собери разбитый предмет

Сезонная одежда. Обувь

Игра «Маленький дизайнер»

ноябрь

Домашние животные. Детёныши.

Путаница

«Отгадай, кто это?»

Дикие животные. Детёныши

«Домино»

«Переставь палочку»

«Динозаврики». Зверь или птица?

Поздняя осень

«Числовой ряд» до 20

Кубики 12 и более штук

«Весёлая логика»

1 вариант: «Опиши предмет»

2 вариант: «Подбери составные части»

Как животные готовятся к зиме

«Сложи узор» (кубики)

Зоопарк, цифры, буквы

декабрь

Животные севера и жарких стран

«Чудо крестики»: звери

Кубики «Зоопарк»

Домашние птицы, птенцы

Узнай зашумлённые предметы

Составление задач

Зима

Счёт по порядку

Разложи предметы по определённым признакам

Новый год

Придумывать самостоятельно узоры, предметы, картинки

Игра «Угадай, что спрятано?»

январь

Зимующие птицы. Помощь птицам зимой

«Послушные липучки» (на ковролине)

Работа с палочками Кюизенера

Наш город

Игра «Маленький архитектор»

«Узнай предметы по контуру» оптические пробы (игры на развитие зрительного гнозиса)

Транспорт

«Чем отличаются?»

Находит более 5 отличий

«Классификация»

Картинки с транспортом

февраль

Профессии на транспорте

«Лабиринты» более сложные

«Логическая мозаика»

Придумывают и фантазируют самостоятельно

Стройка. Профессии на стройке



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2019