Н.В Селедёрова

(НОУ «СОШ Леонова» г. Иркутска)

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕДАГОГОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности всегда были и остаются актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий.

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

Любой методист, желающий добиться эффективной деятельности своих педагогов, должен помнить о необходимости мотивации педагогического коллектива. Мотивация – мощный рычаг управления. Мотивация есть внутренне состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели.

Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшить микроклимат в учреждении, а также помочь в достижении профессиональных целей, дать положительную перспективу, подготовить педагогические кадры для инноваций, повысить самоуважение и в конечном счете предотвратить отток специалистов.

Мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретают особое значение, так как это один из методов управления личностью, воздействия на человека и его потребности.

Многие методисты негосударственных образовательных учреждений считают, что эффективность работы большинства педагогов зависит от уровня заработной платы. Эти представления базируются на традициях классического рационалистического подхода к управлению (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.), которые определяли экономические стимулы как наиболее желательные для работника. Между тем, материальная мотивация (деньги) – лишь один из нескольких десятков мотивирующих факторов. Мотивация никогда не исчерпывается одним фактором. Тем более в образовательном учреждении, где специфика управления педагогическим коллективом обусловлена творческим характером работы, повышенными нагрузками на эмоциональную сферу, высокой степенью коммуникации, автономностью, небольшой численностью коллектива. Кроме того, педагогическая профессия предполагает преобладание побудителей высшего порядка, таких как потребность в уважении, доверии, причастность к общему делу, самореализации, удовлетворение которых осуществляется путем достижения целей, связанных как с профессиональными интересами, так и склонностями педагогов вне работы, и переживается как личный успех.

Путь к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Анализ теории и практики управления образовательными организациями показывает, что в современных условиях методисты, из всех типов организационных ресурсов, наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы. Это означает, что совершенствование работы образовательных учреждений может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования и предполагает целенаправленную деятельность управленцев в этом направлении, в том числе по мотивации педагогического персонала.

Однако, несмотря на высокую степень разработанности вопросов мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению, методисты очень часто используют такие приемы влияния на поведение педагогов, которые приводят к демотивации профессиональной деятельности. На наш взгляд, одна из причин такого положения в несоответствии представлений о факторах, влияющих на трудовое поведение педагогов, реальной ситуации.

В связи с этим для администрации негосударственных образовательных учреждений особенно значимым становится умение переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о мотивации педагогов. Методисту необходимо определить условия, при которых эти умения могут быть развиты.

Побуждение педагогов к активной и ответственной профессиональной деятельности может происходить при условиях:

-актуализации профессиональной мотивации педагогов с помощью внутриличностных факторов (Педагог испытывает удовлетворение от самого процесса работы, осознает возможность полной самореализации в данной деятельности) и внешних факторов (Педагог стремится к продвижению, ощущает потребность социальном престиже и уважении со стороны других, в более высоком денежном заработке);

-усилениия мотивационной сферы педагогов обеспечивающих оптимизацию социальной значимости педагогического труда, общественной полезности выполняемой работы и стремления к успеху, связанное с позицией избегания неудач.

Выделенные организационно – педагогические условия оказывают непосредственное влияние на повышение мотивационной сферы педагогов. На наш взгляд это наиболее значимые составляющие мотивации педагогов.