Физкультура на свежем воздухе

Физкультурное занятие построено так, что в нем присутствует традиционная подготовительная часть с разминкой, построениями, ходьбой, бегом и т.д., затем комплекс основных упражнений и в заключительной части подвижная игра.

Широко используется и спортивный инвентарь – мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи. Что касается возрастных особенностей физического развития детей, то малышей больше интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, не убегают от «ловишки», а бегут ему навстречу. Важен также в этом возрасте момент эмоциональной привлекательности – красивый яркий обруч, ленточки, флажки. Поэтому занятия для маленьких ребят всегда построены в форме игры, основанной на интересном сценарии. Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился долго отбивать мяч, прыгать в длину с места и т.п. Также очень важен соревновательный эффект, и в этой связи в нашем саду несколько раз в год проходят вечера спортивного досуга и игры-эстафеты, такие как «Спортландия» и «Богатырские состязания». Игры основаны на увлекательном сценарии, каждая из команд придумывает себе название и девиз, тем самым представляя себя болельщикам. Далее следуют увлекательные эстафеты, после которых жюри выносит свое решение. В заключении мы награждаем команды и вручаем подарки, которые ребята потом используют в спортивных развлечениях на улице. В теплое время года физическое воспитание непосредственно связано со свежем воздухом. Если справедливо выражение, что все взрослые родом из детства, то можно уверенно сказать, что ни одно поколение не обходилось без игр. Поэтому на улице мы не только проводим физкультурные упражнения, но и играем. Ведь в игре успех не дается даром – нужны усилия в борьбе с препятствиями, которые преодолеваются каждым ребенком по-разному: одним – силой и ловкостью, другим – смекалкой и знаниями. Широк и спектр игр: от народной русской лапты до модных нынче игр – импровизаций.

Занятия на воздухе (зимой) Катание игрушек (мишки, куклы). В санки сажают игрушку и предлагают покатать ее и отвезти на скамейку. Санки рекомендуется везти за веревку двумя руками.

Ходьба за санками. Ребенок захватывает спинку санок и толкает их впереди себя.

Бег за мячом. Взрослый бросает мяч, просит ребенка догнать и принести ему. Мяч маленький, 5—7 см в диаметре.

Игра в футбол. Ребенка просят толкнуть мяч ногой и догнать его. Следить, чтобы мяч толкали правой и левой ногой. Мяч 25— 28 см в диаметре.

Прыжки в обруч с опорой. Взрослый, удерживая ребенка за обе руки, предлагает ему прыгнуть в обруч и обратно.

Прыжки в обруч. Аналогично предыдущему упражнению, но без опоры.

Подскоки вокруг обруча. Ребенку предлагают подпрыгнуть вокруг обруча, как зайка.

«Залезь на горку». Ребенок залезает ножками на горку с помощью и без помощи взрослого.

Метание «снежка». Взрослый, удерживая обруч в вертикальном положении на высоте вытянутых рук, на расстоянии 80—90 см от ребенка, предлагает бросить «снежок» правой и левой рукой. «Снежок» 3—5 см в диаметре.

«Перешагни через обруч». Взрослый, удерживая обруч на высоте 25—45 см, в зависимости от возраста ребенка, предлагает ему перешагнуть через обруч правой и левой ногой поочередно.

Катание с горки за санками. Ребенок на ногах, держась за спинку саней, съезжает с горки. Это упражнение нужно проводить с большой осторожностью. Взрослому следует очень внимательно наблюдать за ребенком.

«Достань обруч». Взрослый, удерживая обруч на высоте вытянутых рук ребенка, просит подтянуть обруч к себе. Обруч захватывается на ширине плеч ребенка. «Достань мяч». Аналогично предыдущему упражнению.

«Убери снег». Взрослый предлагает собрать снег в кучу, а затем лопаткой перенести в другое место (следить за осанкой).

Одежда. Зону теплового  комфорта  можно  создать  подбором одежды по количеству слоев и качеству. Температура воздуха 23° и выше 1—2-слойная: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки или сандалии 21—22° 18—20° 16—17°. Дышать прохладным воздухом очень полезно — это способствует закаливанию, тонизирует нервную систему, активизирует обмен веществ, в целом дает хороший оздоровляющий эффект. Поэтому сон ребенка в прохладной комнате, на балконе, веранде, в сквере должен стать неотъемлемой частью его гигиенического режима. Во время сна ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды в соответствии с температурой окружающего воздуха. Одежда и спальные принадлежности. Байковая   рубашка   с   длинным   рукавом   или   пижама, теплое одеяло. Спальный мешок, пижама байковая, шапочка, носки Спальный мешок, пижама, носки, шерстяная шапочка; поверх мешка — теплое одеяло (матрацы и спальные мешки хранить в теплом помещении). В зимнее время дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4—5 часов ежедневно. При этом важно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы одежда не стесняла его движений и достаточно согревала его. Одежда 3 – слойная: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто, сапоги. 4 – слойная: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги — 8 — 12° Детей до трех лет выводят гулять зимой в безветренную погоду при температуре воздуха на улице -15°. Малышам от 4 до 7 лет можно разрешать прогулки при -18°—20°. Правда, время прогулки лучше сократить.Различные занятия физическими упражнениями также должны проводиться на улице.В холодное время года одежда детей при проведении занятий должна соответствовать температуре воздуха. Зимой при тихой погоде —7 — 15° Спортивный шерстяной костюм, майка, рубашка фланелевая с длинным рукавом, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. При ветре надевается куртка из болоньевой ткани и рейтузы. С сильно ослабленными детьми, страдающими хроническими заболеваниями, целесообразно приступать к занятиям физкультурой на открытом воздухе в летнее время.Советуем всем родителям приучать своих сыновей и дочерей с самого раннего возраста ходить на лыжах. Поверьте — с годами эта привычка обернется для них крепким здоровьем.Нередко родители спрашивают: с какого возраста можно ставить ребенка на лыжи? Как правило, с 3—4 лет. Но можно и раньше.

Надо сказать, что сделать из малыша «лыжника» дело непростое. Тут потребуется и терпение, и настойчивость, и немалый труд. Особенно нелегки будут для него первые шаги. Далеко не у каждого малыша появляется желание встать на лыжи. Поэтому, если его нет, не заставляйте ребенка насильно. Лучше всего начинать обучение с игры. Предложите малышу: «Давай поиграем в лыжника!» И поначалу наденьте лыжу на одну ножку. Так ему легче будет привыкнуть к новой «игрушке».Эффект получается гораздо больший, если обучение проходит в компании. Часть ребят, при этом будет с лыжами, а другая — без них. И особенно важно в данной ситуации, чтобы кто-то из малышей уже умел ходить на лыжах — его пример обязательно заразит других.И так день ото дня, сначала на одной лыже, потом на двух малыш приучается скользить по снегу. И день ото дня это занятие нравится ему все больше и больше.Помимо отличной физической нагрузки, которую получит ребенок на лыжне, прогулка по зимнему, неповторимо красивому лесу окажет на него огромное эстетическое воздействие. А это также имеет немаловажное значение в воспитании юного человека.Часто родители жалуются на плохой аппетит детей. Так вот, дорогие мамы и папы, если хотите, чтобы ребенок ваш хорошо ел, приучите его ходить на лыжах. Ничто так не возбуждает аппетита, как лыжная прогулка. Очень хорошо, если вместе с ребенком вы сами встанете на лыжи. В выходные дни — всей семьей в лес на прогулку! Такие походы помимо здоровья дают очень многое и детям и родителям. И прежде всего порождают между ними дружбу, духовную близость. Регулярная ходьба на них повышает в полтора раза жизненную емкость легких, укрепляет мышцы рук и ног, улучшает кровообращение, избавляет от ожирения (а этим нередко страдают сейчас дети), предупреждает аллергические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата. Если ребенок ходит на лыжах 2—3 раза в неделю, это в немалой степени компенсирует недостаток его двигательной активности.Нельзя забывать и о том, что лыжи способствуют также выработке хорошей координации движений, ориентации в пространстве, развивают у детей смелость, выносливость, волевые качества.В начале занятий желательно выбирать тихую погоду с температурой воздуха не ниже 2—8 ° мороза.

Летом вся жизнь ребенка должна быть по возможности перенесена на открытый воздух. Одежда с потеплением на улице постепенно облегчается (в жаркое время полезно раздевать детей до трусиков).Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы в летнее время является хождение босиком, по траве, песку, скошенному лугу. Приучать малыша к этому надо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2—3 до 10—12 минут. Окрепшие дети могут ходить босиком при +20°.