Фольклорно-игровое занятие в горнице

«В гостях у бабушки Варварушки»

(первая младшая группа)

Программные задачи: Создать условия для воспитания любви к родному языку, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим», желание прийти на помощь. Способствовать развитию удовлетворения от общения со взрослыми, от похвалы, от преодоления трудностей, стремления к результату. Развивать память, внимание, речь ребенка. Обеспечить формирование у ребенка открытости, доброжелательности к взрослым и сверстникам, дружелюбия.

Материал: Игрушки: Котик, колыбелька, солнце вырезанное из бумаги, фланелеграф, клубочки красного цвета в корзине. Мольберт, бумага альбомного формата с наклеенными силуэтами котят, карандаши красного цвета.

Предварительная работа: Чтение потешек про кота и о солнышке, рассматривание иллюстраций к потешкам, обыгрывание игровых ситуаций с котом (игрушкой), слушание колыбельных песен в записи.

Ход занятия.

В группе воспитатель предлагает, детям поиграть, говорит, что в детский сад прилетела сорока.

Сорока (игрушка):

Я сорока-белобока, по лесу летала,

По полю скакала, малых детушек искала.

Принесла я вам письмо

Вот (показывает), от бабушки оно

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь.

Воспитатель (читает письмо – приглашение):

Ко мне в гости собирайтесь.

Да в дорогу отправляйтесь

Жду вас с нетерпением.

(дети наряжаются в русские народные костюмы, идут в горницу.)

Воспитатель: А вот и домик не большой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

(Воспитатель и дети проходят в горницу. Воспитатель вступает в роль бабушки Варварушки.)

Бабушка: Здравствуйте детушки – малолетушки. Какие вы красивые, нарядные пришли ко мне в гости. И я вас поджидала, наряд себе выбирала. Долго я наряд выбирала и решила, что накину я на плечи платок при нашей встречи. Я рада вас видеть у себя в гостях. А вы рады мне? Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко. А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите. Вот мы все снова вместе на этом месте. Будьте моими гостями.

Как уютно в моей горнице,

Спозаранку печка топится

Котик лапкой умывается

Наша сказка начинается.

Расскажу я вам, кто живёт со мной в моей горнице. А живу, я в доме не одна. Живёт со мной кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. Я вас хочу с нам познакомить.

(не находят кота на печке, дети ищут кота, зовут).

Дети: Котя, котенька, коток

Котя серенький лобок

Выйди, котя, покажись

С нами котя подружись.

(Дети и бабушка Варварушка находят кота Ваську, который спит в колыбельки. Бабушка Варварушка предлагает спеть коту колыбельную песенку).

( Дети с бабушкой Варварушкой поют «Баю – баю – баюшок»).

Проводится игра «Водят дети хоровод»

Водят дети хоровод

В колыбельке дремлет кот

( дети водят хоровод вокруг колыбельки).

Тише, дети, не шумите,

Кота Ваську не будите

( приседают и грозят пальчиком).

Вот проснется Васька – кот,

Разобьет хоровод

( подпрыгивают, стучат ладошками о колени и убегают).

Кот просыпается и сердито кричит: «Мяу – мяу! Кто меня разбудил? Всех поцарапаю!»

Бабушка: Не сердись, котик, поиграй лучше с нами.

Котик: Я люблю греться на солнышке, а у вас его нет, оно спит.

(бабушка предлагает детям позвать солнце, бабушка читает потешку)

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки

Детки – малолетки.

(появляется солнце (фланелеграф)).

Бабушка: Вот солнышко в гости к нам пришло и всем улыбнулось: и детям, и котику, и гостям.

Котик: Хорошо, что вы солнышко позвали, мне стало так тепло, хорошо и весело, что я даже поиграть захотел.

Проводится игра «Мы по коврику гуляли»

Мы по коврику гуляли,

Кота – котика видали

(свободно гуляют, прыгают, крутятся).

Он на стульчике сидит,

Притворился, будто спит

( котик сидит на стульчике).

Мы вокруг него ходили,

Долго мы его будили:

«Ну – ка, котик, ты вставай и ребяток догоняй.»

( убегают, прячутся).

После игры котик хвалит детей, а дети гладят его.

Бабушка Варварушка сажает кота на печку и находит нитки (красного цвета)

Нитку я нашла на печке,

Нитку вижу в чугунке,

Нитка здесь на сундуке,

Нитку вижу в самоваре,

Нитку вижу на столе

Нитки всюду и везде

Видно кот корзину брал

И клубочками играл,

Все клубочки размотал.

Бабушка предлагает малышам помочь намотать ниточки на клубочки ( дети имитируют движения, как – будто наматывают ниточки на клубочки и складывают в корзиночку).

Бабушка: Спасибо, малыши, что помогли мне собрать клубочки (спрашивает какого цвета? (красного) Сколько клубочков? ( много ). А теперь вам на зиму чтобы не мёрзли ваши ручки свяжем тёплые варежки. А для кота Васьки мы клубочки нарисуем.

Воспитатель (бабушка Варварушка) показывает на мольберте, как нарисовать клубочек. Каждый ребёнок изображает клубочки для своего котенка ( он наклеен заранее ). После этого все рассматривают рисунки где котик играет клубком.