Формирование детского коллектива

в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование детского коллектива – длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются.

Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.).

На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами.

Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

Следующий этап – формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя – формировать организаторские умения у всех детей.

Опытные воспитатели поручают важное дело, делают организаторами, самых хулиганистых детей в группе.

Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д.

Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.). На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей. Он добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированного коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива.

Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.

Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной – значит коллектив в достаточной степени сформирован.

Но даже в сложившемся коллективе не обходится без разногласий, ссор, жалоб.

Как воспитатель должен реагировать на жалобы детей? Какие методы подобрать для разрешения конфликтов?

Работая в детском саду много лет, я из личного опыта поняла, что дети в группе жалуются только у тех воспитателей, которые поощряют эти действия детей.

У ребенка, привыкшего к тому, что на его жалобу воспитатель отреагирует, наказав обидчика, это входит в привычку, как и у самого воспитателя.

Взрослый, не разбираясь в ситуации, обычно применяет меры воздействия на того, на кого пожаловались.

Такая ситуация была и с моим собственным сыном Степаном. Воспитатели реагировали на любую жалобу детей на ребенка, не всегда разобравшись в ситуации.

Однажды, когда Степана не было в группе, дети, при разборке очередной ссоры, называют его имя. Это вошло у детей группы в привычку, потому что воспитатели поддерживали детей в их жалобах.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я поняла, что детям надо давать возможность самим разрешать конфликтные ситуации. Воспитатель же в данной ситуации должен быть наблюдателем, держа ситуацию под контролем.

Если педагог видит, что без его участия конфликт не разрешится, он может включиться и подсказать варианты его разрешения. При этом у воспитателя должно быть несколько вариантов, а конфликтующим, лишь предоставляется право выбора одного из вариантов.

Например. Мальчишки не поделили деревянный конструктор, пытаясь построить дома, т.к. всем не хватило нужного количества строительного материала. Воспитатель видит, что дело доходит до драки и включается в конфликт, предлагая свои варианты.

Первый вариант. Дети играют по очереди, ждут, когда освободится конструктор.

Второй вариант. Дети играют вместе и делают общую постройку.

Третий вариант. Дети распределяют роли в игре, и каждый выполняет свою роль: один строитель, другой водитель, третий архитектор.

Четвертый вариант. Воспитатель предлагает одному из детей другой вид деятельности, тем самым выводя его из конфликта.

Напр. Предлагает помочь выполнить ответственное поручение и убеждает ребенка, что с ним может справиться только он.

Находясь в ситуации выбора дети сами, того не замечая выходят из конфликта.

Как показывает практика, если воспитатель научит детей самостоятельно выходить из конфликтной ситуации, путем выбора вариантов разрешения конфликтов, то дети в дальнейшем сами применяют это в сложившихся конфликтных ситуациях.

Так, приятно видеть, когда дети, могут договариваться во время игры, а не машут кулаками. И никаких жалоб!

И в этом заслуга настоящего профессионала воспитателя.