Формирование элементарных количественных представлений

______________________

Тема: «Большой — маленький, одинаковые по размеру»

Цели. Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой — маленький, одинаковые по размеру).

Демонстрационный материал. Игрушки большие (медведь, волк, лошадь, свинья, корова) и маленькие (еж, кошка, мышка).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Большой — маленький». На столе дефектолога большие (медведь, волк, лошадь, свинья) и маленькие (еж, кошка, мышка) игрушки. Дефектолог предлагает мальчикам взять по одной игрушке большого размера и поставить их на полку с левой стороны, а девочкам — взять по одной игрушке маленького размера и поставить их на полку с правой стороны.

Основная часть

Беседа

-Какого размера эти игрушки? (Обводя указкой игрушки на правой (левой) стороне полки.) (Это большие (маленькие) игрушки.)

-Как проверить, что фигурка медведя большого размера, а фигурка ежика — маленького? (Если к фигурке медведя под ставить игрушку ежа, то часть медведя видна из-за ежа. Или:фигурка медведя закрывает ежа полностью: еж не виден из-за медведя.)

Работа по закреплению слов «большой», «маленький»

Задание: назови две игрушки на полке, используя слова «большой» и «маленький» (не повторяя ответы друг друга). (Большая корова и маленькая кошка.)

Игра «Четвертый лишний»

По игрушкам на полке: 3 большие + 1 маленькая; 3 маленькие + 1 большая.

По картинкам.

По словесной инструкции: медведь, корова, заяц, лошадь. (Заяц маленького размера, остальные животные большого размера.)

Физкультминутка

На полу мелом нарисованы большие и маленькие круги (по количеству детей). На команду дефектолога: «Большой!» («Маленький!») дети должны вбежать круг нужного размера.

Практическая работа

Дефектолог демонстрирует два животных одинакового размера (например, корову и лошадь) и задает детям вопросы:

-Корова большая или маленькая? (Большая.)

Лошадь большая или маленькая? (Тоже большая.) Вывод: корова и лошадь одинакового размера. Проверка: из-за лошади не видна корова и наоборот — выполнение действия. Заучивание словосочетания «одинаковые по размеру», неоднократное повторение его детьми хором и индивидуально.

-Найдите и назовите животных, одинаковых по размеру,маленьких (на полке, в группе).

Игра «Назови предметы»

Большого размера (в группе, комнате).

Маленького размера (дома, на улице).

-Одинаковые по размеру (в группе).Работа в альбомах.

На листе тетради даны контурные изображения: волк, корова (одинаковые по размеру); заяц и кошка (одинаковые по размеру).

Задание: найди большое животное и обведи (закрась) его карандашом желтого цвета; маленькое животное закрась карандашом зеленого цвета; одинаковых по размеру животных соедини линией.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.