Опыт обучения детей

дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Музычук Оксана Павловна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ёлочка», город Надым

Важность и своевременность вопроса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (далее ПДД) не подлежит сомнению. По удручающим данным статистики ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают десятки детей в возрасте до 16 лет, сотни получают тяжелые травмы и увечья. Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей не восполним. На возвращение к нормальной жизнедеятельности детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, ежегодно затрачиваются огромные суммы с оказанием медицинской и психологической помощи, использованием и применением дорогостоящих медикаментов и медицинского оборудования. Причиной этого является элементарное незнание Правил Дорожного Движения (далее ПДД), отсутствие культуры поведения на дороге, а самое главное, ответственности у взрослого населения и у детей за безопасное поведение на дороге.

Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Ориентация последних лет дошкольных образовательных учреждений на преподавание детям общих знаний правил дорожного движения является малопродуктивной. С одной стороны, загруженность детей мероприятиями по общеобразовательным программам в дошкольных учреждениях стремительно растёт и увеличивается, поэтому становится невозможным дать полный объём знаний ПДД и даже их основ в непосредственно-образовательной деятельности. С другой стороны, психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограниченны: понимание и усвоение правил дорожного движения на каждой возрастной ступени приходит с опытом. Однако особенности каждой ступени дошкольного детства позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников ПДД определенными средствами познания, соответствующими возрасту.

По мнению А.В.Запорожца, Н.Н.Поддъякова сам факт перехода в развитии ребенка дошкольного возраста с одной качественной стадии возрастного развития на следующую, более высокую, связан с формированием у него способности различать более яркие, опасные моменты своей жизни, опираясь на пример окружающих его близких людей. Это, как правило, родители и первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт дети – это детский сад и, конечно, педагоги и воспитатели. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения на доступном для них языке – языке игры. Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должной мере предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоения действительности. Большинство программ и технологий («ОБЖ для дошкольников», «Как научить детей ПДД?»Т.П.Гарнышевой; «Дорожная азбука в детском саду», Е.Я. Хабибуллиной; «Три сигнала светофора», Т.Ф.Саулиной, программа «Светофор», Т.И. Даниловой) предусматривает лишь фрагментарное использование знаний, развитие обособленных, необобщенных умений, основываясь на конкретном ограниченном содержании.

Любое средство будет эффективным при условии системного подхода и наличия личной мотивации ребенка, которая формируется посредством его заинтересованности чем-либо.

Поэтому актуальной становится проблема формирования у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к ПДД в соответствии с возрастными закономерностями развития и учётом особенностей социальной среды. При этом наиболее эффективной будет работа педагога с детьми во время непосредственно-образовательной нерегламентированной деятельности. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала, и, следовательно, разработки специального инструктивно-методического пособия. Таковым является предлагаемая программа познавательного тренинга «Светофорик».

Программа “Светофорик” – это своеобразный интерактивный курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация курса представлена в доступной и игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, на эскалаторе в метро, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.

Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, динамично развивающийся положительный характер детско–родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Цель программы: формирование элементарных знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать условия для организации работы по формированию у детей знаний ПДД и их выполнению.

2. Дать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знания и значения цветов: красный, жёлтый, зелёный.

3. Познакомить детей с различными видами транспорта, с профессией водителя.

4. Учить наблюдать и правильно оценивать простые дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.

5. Воспитывать любовь к родному городу, дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, ответственность за своё поведение, уверенность в действиях.

Решение задач программы «Светофорик» осуществляется через специально организованные мероприятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов (в старшем дошкольном возрасте); развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по ПДД, игры – драматизации и т.д. Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.

Обязательным условием является создание необходимой предметно-развивающей среды, включающей: уголок правил дорожного движения; наглядно-иллюстративный материал, наглядно-дидактический материал по обучению детей ПДД , настольно-печатные игры, настольные и плоскостные макеты, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения, конструкторы, альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными), «Мы играем в ПДД», консультации для родителей и др.

Программа дополнительного образования «Светофорик» рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3-7 лет. Работа по формированию знаний ПДД может проводиться с группой детей и индивидуально. Объём информации постепенно увеличивается и усложняется.

Систематическая работа по обучению детей ПДД должна начинаться с младшей группы, Формирование знаний ПДД у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:

Диагностика.

Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД.

Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД.

Формирование чувства ответственности – дети понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.

Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Содержание программы включает в себя 5 блоков:

«Внимание, дорога!»

«Дорожные знаки»

«Наш друг Светофор»

«Транспорт»

«ПДД должны мы знать обязательно на «пять»!»

Каждый блок включает в себя допустимый для усвоения детьми объём информации, которая в свою очередь в зависимости от сложности материала разбита на количество мероприятий.

Так, в блоке «Внимание, дорога!» дети знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «водитель», «пешеход», «перекрёсток». Закрепляют и расширяют знания о правилах поведения в определённых местах, находят выход из различных разыгрываемых ситуаций, формируя навыки свободного ориентирования в пределах ближайшего окружения.

В блоке «Дорожные знаки» детям предлагается совершить путешествие в сказочную страну и узнать, что же представляют собой дорожные знаки, как они выглядят и зачем нужны.

Название следующего блока говорит само за себя «Наш друг – светофор!» Изучив его, юные пешеходы узнают не только, сколько сигналов у светофора и что означает каждый из них, но и смогут (в старшем дошкольном возрасте) «окунуться в его прошлое».

Блок «Транспорт» включает в себя информацию о видах транспорта и правилах поведения в них, особое внимание уделяется специальному транспорту, а в старшем возрасте дети знакомятся с историей транспорта.

Завершающий блок «Правила дорожного движения» содержит информацию о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, на перекрёстке. В заключение несколько мероприятий отводится закреплению пройденного материала «Это должен каждый знать обязательно на «пять»!»

Мероприятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы, в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание. Основным механизмом формирования прочных знаний на мероприятиях являются повторение и выполнение различных упражнений.

Знания закрепляются прочтением и анализом произведений художественной литературы, разучиванием понравившихся стихотворений, разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках, решением кроссвордов (в старшем дошкольном возрасте), а также в играх, развлечениях, соревнованиях и т.п.

Содержание мероприятий может включать следующие виды детской деятельности: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа на макетах (объёмных, плоскостных), пальчиковая гимнастика, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

К концу периода обучения дети должны:

* знать и называть части улицы;

* знать, где можно переходить проезжую часть дороги;

* знать, какие бывают светофоры, называть все сигналы светофора, рассказывать об их значении;

*знать дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Дорожные работы», «Въезд запрещён», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пункт питания», «Место стоянки»;

* узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

* знать ПДД на улице, дороге, перекрёстке, в общественном транспорте;

* иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

* уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе.

Итогом работы по программе может быть проведение проектов и конкурсов среди детей с привлечением родителей, организация выставок, макетов, рисунков, поделок по ПДД и др.

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, которые впоследствии станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.