Мир, который окружает нас, полон звуков: речевых, шумовых, музыкальных. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать отсутствие необходимого опыта по наблюдению и выделению фонематических явлений. Это   в дальнейшем приводит к проблемам в школе,  т. е. ребёнок переносит  устные  ошибки  на письмо, чаще  всего становится отстающим в классе, это неблагоприятно сказывается на его психике.

Чтобы это  предотвратить,  надо   уже   с  дошкольного  возраста  развивать фонематический слух, восприятие, представления.

   Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

    Взрослым необходимо проводить нацеленную работу по совершенствованию данных процессов, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Ряд заданий представлен для вашего обозрения.

 Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Придумай слово, начинающееся со звука…(например со звука «А»)

2. Выдели слово.

        Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

3. Какой звук есть во всех словах? (в том случае, если ребенок знает все звуки)

        Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

4. Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

        Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

5. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: цель – научить ребенка распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

        Ребенку предлагается ряд картинок, с одним общим звуком. Ребенок называет вслух название картинки и определяет, где он слышит заданный звук: в начале, середине или в конце слова.